Каждую пятницу смотрим и обсуждаем кино в рамках киноклуба. Сейчас - месяц Феллини, мы посмотрим и обсудим четыре знаковые ленты этого прославленного режиссера и попытаемся понять благодаря чему он и его фильмы заслужили почетное место в истории мирового кинематографа. (На прошлой неделе мы говорили о "Дорога" 1954 г. тут).
Успех драмы "Дорога" в 1954 г. возвестил рождение нового имени в кинорежиссуре. Федерико Феллини, долгое время работавший как сценарист для представителей итальянского неореализма, получил мировое признание.
После "Дороги" он снял трагикомедию "Мошенники" 1955 г., а затем "Ночи Кабирии" 1957 г. Сегодня эти три ленты принято воспринимать как трилогию.
"Ночи Кабирии" стал одним из самых прославленных фильмов в истории мирового кино. В особенности благодаря неповторимой концовке с радикально меняющимся лицом Джульетты Мазины.
Джульетта Мазина - это супруга Федерико Феллини, с которой он снял 7 фильмов. Они встретились еще в 1942 г., когда обоим было по 20 лет, и всю жизнь прожили вместе. А их единственный ребенок умер в младенчестве.
"Ночи Кабирии" принесли актрисе приз на Каннском кинофестивале. И хотя в "Дороге" она исполняла роль блаженного подростка, а в "Ночи Кабирии" - мечтательной проститутки, невозможно не удивляться одновременному различию этих героинь и их сходству. В обеих историях речь идет о женщине, приносящей себя в жертву мужчине. В обеих историях она одинока, нелюбима и стоит особняком от окружающего ее мира. Даже полосатый верх в одежде как-бы перекочевал из одного фильма в другой, лишь немного трансформировавшись. Но если в "Дороге" отсылки к религии в самом фильме не представлены, то в "Ночи Кабирии" отношения героини с Богом показаны непосредственно на экране.
Как и во многих других лентах Феллини заключительная часть ленты является в "Ночи Кабирии" самой значимой. Последние кадры и неожиданные изменения, происходящие с героями, существенно изменяют всю показанную историю и раскрывают суть повествования.
"Ночи Кабирии" в свое время завоевал Оска как лучший фильм на иностранном языке, а сейчас имеет высочайшие рейтинги и включен в многочисленные списки лучших. Все потому что это очень грустная, печальная история об обездоленном человеке, который не поддается отчаянию и не отрекается от мечтаний. В экзистенциальной философии есть термин "заброшенность в мир". Грубо говоря от отражает непреодолимое чувство одиночества человека, который живет в непознаваемом мире, не имея никакой опоры. И "Ночи Кабирии" - безусловно один из самых лучших фильмов, сумевших кинематографическим языком отразить эту идею "заброшенности".
На следующей неделе в пятницу будем обсуждать "Сладкая жизнь" 1960 г. - фильм, который существенно отличается от "Дороги" и "Ночи Кабирии" и тематически и стилистически.
Делитесь, пожалуйста, впечатлениями от просмотра "Ночи Кабирии" в комментариях.