Найти тему
Сосмыслом

Сравниваем женские образы в "Империи Кёсем" и "Махпейкер" на примере костюма. Где больше исторической правды в антураже?

Конечно, эта тема на любителя истории и исторической кинопродукции. И для тех, кто посмотрев сериалы "Великолепный век" и "Империя Кёсем", с головой погрузился в турецкую историю и историю "женского султаната".

Не так давно стала пересматривать сериал про Кёсем, уже после того, как несколько лет назад смотрела его по горячим следам, т.е. с момента выхода каждой серии. Отношение к самому сериалу было неоднозначное, но всколыхнуло интерес к этому периоду Османской империи, так называемому "женскому султанату".

А тут на глаза попался ещё и фильм "Махпейкер". Кто не знает, Кёсем и Махпейкер - это имена одного и того же лица: любимой жены султана Ахмеда I. Предположительно, до попадания в султанский гарем, она была гречанкой по имени Анастасия, примерно 12 лет от роду. Имя Махпейкер, что означает "луноликая", ей дала бабка султана Сафие-султан. Второе - Кёсем - "путеводная звезда", возможно, сам султан Ахмед.

Любовь к молодому, красивому Ахмеду, к счастью, взаимная, стала единственным светлым пятном в её достаточно долгой, насыщенной событиями жизни. В союзе с Ахмедом у них родилось много детей, двое сыновей стали султанами. Незадолго до смерти в 27 лет, предположительно от брюшного тифа, Ахмед заключил с Кёсем официальный брак, предоставив ей свободу.

Но после смерти супруга ей пришлось пережить много испытаний и несчастий : смерть детей, братоубийства, жесточайшая борьба за престол для сыновей с другими соперниками и просто, чтобы выжить. В этих испытаниях закалилась её воля, но, увы, очерствело сердце, ушла жалость и доброта. Став регентом государства при малолетнем сыне-султане Мураде, Кёсем много лет управляла огромной Османской империей, зная только долг перед династией.

Посмотрев сериал "Великолепный век" многие подумали, что главная его героиня Хюррем-султан, та самая легендарная Роксолана, супруга султана Сулеймана Великолепного, являлась одной из величайших женщин-султанш в истории османов. Но Хюррем, хотя и пыталась оказывать влияние на султана, и вела свою тайную игру в борьбе со старшим сыном Сулеймана Мустафой, чтобы исключить его из числа претендентов на престол, всё же находилась в тени своего сурового супруга.

Пытались оказывать влияние на политику последующих султанов Нурбану-султан при сыне Сулеймана Селиме II, Сафие-султан при его внуке Мураде II и правнуке Мехмеде III.

Но настоящим правителем, без всякого теневого положения, стала именно Кёсем, которая и положила начало "женскому султанату", продолженному её невесткой, матерью её внука-султана Мехмеда IV. Правда, размах власти там был поменьше, да и успехи в политике пожиже.

Все они представляли ярчайшие женские образы той эпохи, 16-17-й века, достойные, даже в отрицательном ключе, чтобы о них писали романы, снимали фильмы.

Конечно, любое художественное произведение предполагает допущение определённой толики фантазии автора. Особенно, если речь идёт о давних временах, свидетельств о которых осталось не так мало, или личных отношениях, которые, понятное дело, тайна за семью печатями.

А если это ещё и история гаремная, а гарем для любого восточного правителя был местом, святее которого разве что мечеть. Заглянуть в гарем, узнать его тайны, увидеть любимых жён и наложниц султана, увидеть их наряды, подслушать женские разговоры, посмотреть на евнухов - это манило, но было практически невозможно для постороннего взгляда.

В условиях того, что большинство подданных османских султанов своего повелителя никогда и в глаза не видели, увидеть его хасеки (жена-мать шехзаде) или валиде (мать-султанша) было и вовсе дело невозможным. Хотя иногда наиболее активные султанши всё же являлись пред подданными: иногда разговаривая через ширму, если встреча была с мужчинами, или в открытую во время благотворительных мероприятий. Но, конечно, лицо они старались всё же прикрывать хотя бы лёгкой вуалью.

Поэтому даже о наиболее известных личностях, таких как Кёсем-султан, которая в открытую восседала на троне, вела советы Дивана, нет точных и подробных сведений. Например, по числу её детей, рождённых от Ахмеда. Не говоря уже о портретных изображениях. Ведь по мусульманским обычаям изображение человека тогда было недопустимо. Хотя портреты султанов в позднее средневековье уже появляются. Правда, вряд ли по ним можно судить о подлинном облике изображаемого.

А изобразить гаремную женщину и вовсе было невозможно. Хотя есть портреты, считающиеся изображением некоторых султанш, но все они писались не с оригинала, а по рассказам тех, кому довелось их видеть, например, евнухи, калфы, другие близкие к султану или султаншам люди. То есть, это собирательные образы. Тоже касается и изображений гаремов вообще, где художники вволю распаляли свою фантазию, рисуя сплошь сцены под грифом "18+".

Поэтому всё, что мы видим в фильмах, конечно, плод воображения сценаристов, режиссеров, костюмеров, гримёров и декораторов. И всё же, кто лучше и достовернее передал ту эпоху?

Создатели "Великолепного века" и его продолжения признавались, что, рассчитывая на европейского зрителя, они несколько европеизировали антураж, чтобы сделать персонажей более привлекательными для восприятия. Прежде всего, это коснулось нарядов. Действительно, когда европеец представляет себе восточный мир, он прежде всего вспоминает яркость красок в декоре дворцов и одеждах людей.

Поэтому в восточных покоях султанского дворца в сериалах и фильмах мы видим просто роскошество нарядов, особенно женских. Начав с "ВВ", эту традицию в костюме подхватили и создатели "Империи Кёсем". Хотя восточные мотивы прослеживаются в многослойности одежды, длинных, спадающих рукавах, богатой вышивке и изобилии сверкающих драгоценностей, но никаких шароваров и тюрбанов с перьями мы здесь не увидим. Сплошь длинные, из лёгких, воздушных тканей, платья, пусть и покрытые поверху длинными же одеяниями, но с довольно смелыми декольте.

Но, кстати, если мы вспомним, что среди наложниц султанов было немало девушек из районов Северного Кавказа, то мотивы их традиционной одежды мы увидим и в нарядах из сериала. Та же Махидевран - хасеки султана Сулеймана, или Махфируз - хасеки Ахмеда, были черкешенками. Да мало ли было горянок из числа султанских фавориток, кто мог диктовать гаремную моду. Посмотрите на рисунок ниже: те же длинные многослойные одежды со свисающими рукавами, богато украшенный пояс, лёгкий шарф на голове. Добавить воздушности в образ, и наряд гаремной красавицы из сериала будет готов.

-2

А теперь посмотрим на женские наряды из фильма "Махпейкер".

Невестки Кёсем-султан. Кадр из фильма
Невестки Кёсем-султан. Кадр из фильма

Вот здесь мы видим то, как обычно и представляется одетой турецкая женщина, т.е. многослойный наряд с обязательным ношением шаровар или шальвар, кому как угодно произносить, рубаха (у богатых женщин шёлковая или атласная), кофточка-распашонка, верхний кафтан с боковыми прорезями, платок или тюрбан. Конечно, наряд знатной женщины и простолюдинки значительно отличался по используемым тканям, богатству декора, каким-то ещё элементам убранства, но базовые элементы были неизменны.

-4

Но это то, что относится к публичной одежде, т.е. в которой женщина могла появиться на людях или перед слугами. А в интимной обстановке, в личных покоях, в том самом гареме? Легко представить, что перед супругом, тем более султаном, жена или наложница могла представать в более облегчённом варианте, более привлекательном и соблазнительном. Ведь в какой одежде ходили турецкие жёны у себя в покоях или наложницы султанов никто на самом деле не знает.

В "Кёсем" художники по костюмам пошли ещё дальше. Наряды султанш и девушек гарема ещё более европеизируются. Это уже настоящие платья со вставками на груди, отрезные по талии, с многослойными юбками, стоячими, накрахмаленными воротниками. И лишь длинные рукава и вуали на голове, а также множество драгоценностей, указывают, что это всё же наряд восточной женщины.

И такая европеизация здесь не просто так, а влияние Сафие-султан, главной валиде при дворе султанов Мехмеда и Ахмеда. Величественная, про себя говорящая только во множественном числе "мы", королева-мать, не иначе. В сериале "Империя Кёсем" Сафие-султан просто подавляет все женские персонажи вместе взятые. В том числе и костюмами.

Героини "Империи Кёсем". Сафие-султан в центре
Героини "Империи Кёсем". Сафие-султан в центре

Особенно роскошны её платья в период сохранения своего могущества, т.е. к моменту восхождения на престол её внука Ахмета. Став любимой хасеки султана Мурада, а затем теневой правительницей при сыне Мехмеде, Сафие на полном серьёзе считала себя равной европейским королевам и многое могла себе позволить, и позволяла. Являясь современницей английской королевы Елизаветы I, Сафие желала быть равной ей во всём. Вела с нею переписку, в том числе и по политическим вопросам, пересылалась подарками, стараясь и внешне походить на знаменитую королеву.

-6

Получив от неё в подарок роскошное платье, начала заказывать для себя похожие наряды с корсетами, кринолинами, декольте, огромными стоячими воротниками. Хорошо еще, что свои волосы не требовали парика, хотя в отношении косметики, вполне возможно, что всё же пользовалась. Косметика в восточных странах у женщин была в большом ходу, особенно для привлечения мужчин и подчёркивания своей красоты.

С удовольствием разъезжала в подаренной Елизаветой карете по городу, правда не в английском платье. Но и каретой этой вызывала неудовольствие горожан, не одобрявших такого роскошества для женщины, которую должна украшать скромность, и публичного привлечения к себе внимания.

Вот такую: роскошную, надменную, уверенную, во всём её величии и могуществе, мы и видим в начале сериала (правда, пластика лица актрисы, играющей роль Сафие, делает её несколько похожей на манекен из-за скованной мимики лица и растянутого рта). Такой скорее всего, она и была. И собиралась играть ту же роль при внуке-султане Ахмеде. Ведь ему было всего 13 лет, когда он взошёл на престол. Какой из него правитель?

Но она не учла твёрдость характера юного султана, стремление выйти из-под женской опеки - матери Хандан-султан и бабушки. Да и Хандан при сыне начала расправлять крылья, ведь валиде-султан теперь всё-таки. А тут ещё и эта девчонка Махпейкер развила излишнюю активность возле Ахмеда.

Даже по костюму можно наблюдать смену личного положения и политического воздействия Сафие. Роскошные, усыпанные жемчугом и драгоценностями платья сменяются более скромными одеяниями, без многослойных юбок на кринолинах, но не менее красивые и элегантные, с сохранением европейского кроя.

Ох, какую мы видим Сафие в фильме "Махпейкер"!

Слева - Сафие-султан, справа - Хандан-султан. Кадр из фильма
Слева - Сафие-султан, справа - Хандан-султан. Кадр из фильма

И дело даже не только в нелепом наряде, похожем на кучу дорогого тряпья, напяленного как попало. Нет этого образа королевы, к которому Сафие стремилась всю свою жизнь. Вместо правительницы, державшей в руках всю политическую элиту Османской империи, мы видим в фильме базарную торговку, дорвавшуюся до роскоши и власти в гареме, погрязшую в мелочных женских интригах. Даже не представляется, чтобы эта особа могла иметь какой-то политический вес в государстве, и вообще желала выходить за пределы гаремного мирка с его удовольствиями и комфортом.

Так кто же точнее передал исторические образы знаменитых султанш? Конечно, тут ещё надо разбирать и характеры, поступки героинь. Но и костюмы, весь окружающий их антураж говорит о многом, позволяет составить более полный образ героев фильма, проникнуться духом эпохи. Некрасивый костюм может оттолкнуть от героини, составить даже неверное представление о ней. И, наоборот, привлекательный образ, в том числе и костюмный, может притянуть даже к такому отрицательному персонажу, как Сафие-султан, из которой в сериале вылепили настоящего монстра.

Так какая картинка вам больше понравилась?

Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.

Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!