Злодей - категория персонажей особенная. Нынче принято злодеев расписывать по той же схеме, что и нормальных персонажей. Детство показать, слабости, желания и горести. Цель у этого - сделать злодея "многомерным, оживить, очеловечить". Результат же выходит какой-то кособокий: злодею читатель начинает сочувствовать и жалеть его, и даже полюбить. Очень по-злодейски. Одним словом, нейтрализация зла в книгах проведена успешно.
Если мы задаемся показать зло в персонаже, то здесь идет совершенно иной способ построения.
- Категория зла включает в себя насилие, разрушение, унижение.
- Способы воздействия: манипуляция, боль и страх.
- Опасность и нагнетание зла в том, что оно прячется за обыденной формой или даже в эстетике и уме. Этот контраст всегда ужасает, потому что нарушает какой-то базовый принцип внутренней правды.
- У зла нет логики, оно случается в человеке не потому, что для него были причины: воспитание или среда (хоть такие параллели и проводятся, но слишком много обыденных случаев и особенно ВОВ показали) что зло активируется в человеке в принципе. Это тоже ужасает: злу нет причин, его нельзя устранить, устранив причины.
- Зло должно вызывать чувства отвращения, ужаса, ярости, отчаяния, страха. А не жалости или сочувствия.
- Зло – разновидность психического отклонения, в его основе отсутствие эмпатии, способности сопереживать.
Руководствуясь этими основами, и нужно создавать злодея.
В отличие от других персонажей, которые действуют зачастую под давлением обстоятельств, злодей свою судьбу создает себе сам. Он всегда активен. Его ведет инстинкт зла, а разум зачастую очень четко создает дорогу к цели. Злодей самосознает себя и свое зло. Его ум может выстроить логику оправдания своего зла, а может просто соглашаться с собственной природой. В том и другом случае, мы сталкиваемся со страшным явлением - понимание творимого им.
Сложность создания злодея в том, что зачастую необходимо продумать механизм манипуляции, который хитро создает злодей, чтобы вовлечь в свои цели нужных ему жертв. И схема эта должна быть непростой. Здесь речь идет, как об абьюзере в семье, так и о масштабном зле, покоряющим мир.
В сюжетном построении тоже таится сложность. Злодей страшен, когда он прячется под личиной эстетики или самой серой обыденности. «Спрятать» злодея под маску иного персонажа – вот дополнительная задача. Хоть и не является обязательной, конечно же.
Взаимодействие с другими персонажами. Как я уже писала выше злодей не обладает эмпатией, а значит, его отношения – расчет или же поиск кого-то кто будет служить, или кто будет похож на него. При этом он может выглядеть сочувствующим и прочее (манипуляция сознанием и чувствами), причем умело.
В отличие от других персонажей у злодея нет возможности «измениться», только усилить свое зло. Это статичный персонаж, чья внутренняя статика замещается его мощной активностью. Когда мы пишем обычного персонажа, мы обращаемся в его прошлое, чтобы узнать получше. Когда мы пишем злодея, мы лишь видим будущие планы, которыми он живет.
Приведу в пример два фильма про чистого злодея Джокера. «Темный рыцарь» с Хитом Леджером показывает нам злодея, который создает зло ради зла и хаоса сложной сетью манипуляций, он жуток, на него нет управы. Фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом рассказывает нам о жалком человеке, которого обидела жизнь, и эта обиженка решила стать великим злом. И пусть оба фильма хороши, только в злодея во втором фильме поверить невозможно, его можно лишь пожалеть, а злом выставить систему, обстоятельства. Тоже мне злодея показали.
Для злодея очень важно выбрать постулат, которому он осознанно или неосознанно будет следовать. Зло не абстрактно, и хоть совершается лишь ради зла, у него есть четкая система.
Антагонист - всегда злодей? Антагонист не всегда должен быть злодеем. Это лишь другая сторона конфликта, неудобный для протагониста персонаж, создающий конфликтную ситуацию, вызывающую травму, активирующий слабости протагониста. Злодей же - это особый вид персонажей вообще. Он чаще куда ярче протагониста даже. Помните, доктор Лектор и детектив Кларисса Старк.
Каких злодеев вы могли бы назвать из кино или книг?
________________________________
Анна Гутиева, писатель, психолог, лит.редактор
Книги:
Психология творчества "Творчество - путь души"
Для писателей "О чем кричит редактор"
Информация по редактуре и разбору текстов