Найти в Дзене
Строки на веере

Mona Мурр! Книга о выдающихся котах и кошках # 2. Коты-легенды

Кошка пророка Мухаммеда

Белая кошка с разноцветными глазами Муизза, предположительно ангорская кошка, была любимицей мусульманского пророка Мухаммеда.Легенды рассказывают, что он вообще обожал кошек, но Муизза была его любимицей. Если Мухаммед замечал, что Муизза устроилась на его одежде, он не беспокоил ее, а просто надевал что-нибудь другое.

Во время проповедей Мухаммеда Муизза часто лежала у него на коленях.

Но однажды, когда Мухаммед так увлекся беседой со своими учениками, что не заметил, как Муизза пригрелась рядом с ним, устроившись на рукаве его халата, Муххамед предпочел отрезать рукав, но не потревожил сон любимого существа.

Легенда гласят, что проснувшись Муизза низко поклонилась Мухаммеду, благодаря за его доброту и заботу о ней.

Пророк Мухаммед запрещал продавать котов за деньги или обменивать их на товар, уча, что кошки свободные существа.

В память о Муиззе всем кошкам разрешается посещать мечеть, и неудивительно, что последователи пророка также трепетно относились к кошкам.

До сих пор в Турции часто повторяют крылатую фразу: «Кто убьёт кошку, тот обязан построить мечеть, чтоб заслужить прощение Аллаха». Иными словами, за такое преступление, как убийство кошки, можно вымолить прощение высших сил, только совершив нечто из ряда вон, например, построить мечеть.

Заметив, что его друг привязался к крошечному котенку и нежно заботится о нем, Пророк дал приятелю забавное прозвище Абу Хурайра, что означает «отец котят». Абу Хурайра был смотрителем мечети и всегда кормил окрестных кошек, из-за чего количество кошек в самой мечети резко возросло. Подражая Мухаммеду, Абу Хурайра всегда носил с собой кошку. Эта кошка мирно спала у него на коленях во время проповедей Пророка.

Однажды, когда к Пророку подкралась змея, кошка Отца котят спасла Мухаммеда от смерти, убив змею.

Говорят, что за этот подвиг, Пророк погладил кошку по голове, и с тех пор кошки, ведущие свою родословную от той безымянной героини, имеют на лбу четыре полоски – след пальцев Пророка. Потом Мухаммед коснулась спинки кошки, и кошка получила волшебную способность приземляться на лапы, не подвергая опасности свой позвоночник.

Коты и христианство

В христианстве отношение к кошкам всегда было несколько напряженным. К примеру, в Библии кошка упоминается всего два раза; в первый раз в Книге пророка Исайи (Ветхий Завет) и второй раз в неканоническом Послании Иеремии. Причем эти редкие упоминания не несут в себе никакого религиозного либо философского контекста. О кошках в них говорят как о домашних животных, вечно крутящихся возле людей.

Во времена раннего христианства в коптском Евангелии упоминались кошки, вершащие суд над людьми после смерти. Должно быть, эта версия загробного мира перекочевала в коптское Евангелие из Египта.

В католичестве святая Гертруда Нивельская традиционно изображается с маленькой кошечкой.

-2

В день Святой Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать. К тем же, кто нарушал это правило, святая являлась в образе злой кошки, которая и карала неразумных трудоголичек зубами и когтями.

Святой Франциск Ассизский, о котором известно, что он любил всех животных без исключений, по всей видимости, время от времени брал с собой на проповеди кота. Во всяком случае, существует легенда, что во время эпидемии, которых в то время хватало, от чумной крысы его спас кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава.

-3

Получается, что либо Франциск призвал себе на помощь волшебное животное, что-то вроде патронуса[1] в «Гарри Поттере», либо кот был ручным и Франциск действительно нес его куда-то, привычно сунув за пазуху.

В день памяти Святого Франциска в католических церквях благословляют домашних животных, и в особенности кошек.

На Руси ведьм не жгли и животных не называли слугами дьявола, даже не пытаясь затевать над последними судебные процессы.

Во время эпидемий заразу распространяли крысы, и борющиеся с ними кошки нередко ценились на вес серебра. То есть на одну чашу весов ставили кошку, а на другую клали серебро. В такое время кошка могла стоить наравне с волом, а вол стоил три серебреных гривны (гривна – слиток серебра весом 205 граммов). За убийство кошки взималась 1 гривна серебром.

В XVI-XVII веках кошки в России жили во всех домах и было их очень много. Об этом сообщают побывавшие здесь иностранцы. А в «Домострое» подробно рассказывается, как лечить укус «зверя, именуемого кот». В XVIII появились специальные пособия по лечению домашних животных, в которых говорилось и о кошачьих болезнях.

[1] Патронус (англ. Patronus, от лат. patronus - защитник) — магическая сущность, вызываемая заклинанием «Экспекто патронум». Может быть выражена как просто облако серебристого пара, так и обретать различные формы (так называемый «телесный патронус»). Принимают обычно вид какого-либо животного, соответствующего характеру вызвавшего его волшебника.

[1] Плодородный полумесяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Состоит из Месопотамии и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и историческую Палестину. Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, юго-запада Ирана и северо-запада Иордании. Впервые этот термин был использован американским археологом Дж. Г. Брэстедом в его книге «Древние тексты Египта» в 1906 году. Местность была так названа из-за её богатой почвы и формы (на карте), напоминающей полумесяц.

[2] Сенхан Торпест (ок. 580 — 650) — полулегендарный ирландский поэт. Ему приписывается несколько поэм, а также так называемое «Великое Сочинение», которое, возможно, послужило основой ирландской письменной генеалогической традиции.

[3] Самайн — кельтский праздник окончания уборки урожая. Знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна).

Николай-кошатник

Монастырь Святого Николая-кошатника (Ayios Nilolaos ton Gaton) расположен на Кипре, около города Лимассол. Этот монастырь взял на себя благородную повинность кормить всех окрестных кошек, сколько бы их там ни оказалось.

Дело в том, что когда-то именно коты избавили окрестности от ядовитых змей.

Раз в году, а именно 19 декабря, в день Святого Николая, рыбаки Кипра отдают весь свой утренний улов кошкам. Считается, что, только этим способом можно обеспечить себя хорошей рыбалкой в следующем году.

Кстати, Николаю Кошатнику принято молиться, отдавая котят в добрые руки или отправляясь вместе с котом в путешествие.

Впрочем, если сама церковь мало уделяла внимания общению с котами, этого нельзя сказать о представителях духовенства, которые любили котов. К примеру, в своей книге «Что запомнилось из прошедшего» Протоирей Сергей Правдолюбов вспоминает, что однажды c Патриархом Алексием I произошел забавный случай: «В какой-то большой праздник отворяются Царские врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьезно обратился к коту: “Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось”. Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет».

-4

Через дружбу с кошкой к райским вратам

Согласно старинной французской легенде, кошка — единственное живое существо, сохранившее память, как добраться до Эдемского сада. То есть кошка знает туда дорогу и может ее показать.

Однажды кошка уже доказала, что вполне владеет памятью предков, приведя к райским вратам Иакова.

Монастырский кот Пангур Бан

Текст стихотворения о коте Пангур Бане, Белом Шаляй-Валяе, был найден в аббатстве Райхенау в молитвеннике. Считается, что молитвенник принадлежал ирландскому монаху, хозяину белого кота Пангур Бана. По прихоти судьбы имя монаха не сохранилось, но есть предположение, что, возможно, автором стихотворения является Седулий Скотт.

Пангур — кот, а я — монах,
Дружно мы живем в стенах
Тесной кельи, но она
Нам нисколько не тесна.

Наступает ночь — вдвоем
На охоту мы идем.
Кот — за мышкой в закрома,
Я — за мыслями в тома.

Ремесло мое старо:
Лист, чернильница, перо.
А кошачье ремесло
Не несет монаху зло.

Пангур Бан умен и смел,
Мышку он поймал и съел,
Да и мой улов нехил –
Смысл трактата уловил.

К совершенству день за днем –
кот при мне, а я при нем,
Помогаю я ему –
Разгоняю мыслью тьму!

(перевод Татьяны Громовой)

В 2009 году в мультфильме «Тайна Келлс» появился белый кот по кличке Пангур Бан, который все время находится в обществе монаха (святого Айдана).

Коты в буддизме

Манэкинэко — кот, приносящий счастье

Эта история произошла в далеком 1615 году в Токио. Однажды настоятель всеми позабытого и разрушающегося от ветхости храма приютил бездомного кота. Денег на ремонт и достойное содержание обители не было, и взять их было неоткуда. Вот и пожаловался как-то настоятель своему коту на жестокую судьбу, завершив речь словами: «Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов, ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь сделать для нас».

Через некоторое время после этого разговора, возвращаясь из победоносного похода, мимо храма проезжал местный князь, владетельный дайме Ии Наотака (1590-1659). Увидел кота дайме и, наверное, проехал бы мимо, как вдруг кот помахал ему лапкой. Князь удивился, зашел в храм, познакомился с настоятелем, после разговора с которым дал денег на ремонт здания, сделавшегося впоследствии родовым храмом рода Ии.

С тех пор каждую весну в храме проходят церемонии в честь кошачьего благодетеля.

Амулеты с изображением манэкинэко традиционно выпускаются трех цветов: белые, красные и черные. Черных котов особенно почитали купцы из Киото, в то время как в Токио (старое название Эдо) их побаивались, черный кот, как и у нас, связывался там с несчастьями и болезнями. Хотя не исключено, что именно поэтому черные кисы являлись талисманами, способными устрашить духов опасных болезней. В то время как амулеты с красными котами помогали против кори.

Имеются три особо значимых элемента в фигурке манэкинэко: нагрудник, монета и поднятая лапа. К сожалению, до наших дней не дошло точной рекомендации, какая лапа должна быть поднята. В целом считается, что левая лапа приманивает деньги, а правая удачу.

Монетка на шее кота появилась в связи с легендой о добром коте, укравшем четыре золотых монеты у своего богатого и жадного хозяина с тем, чтобы отдать их больному соседу, нередко подкармливавшего котика рыбкой. Нагрудник связан с синтоистским божеством Дзидо, покровителем детей и путников.

Изготовляются коты-манэкинэко из фарфора, папье-маше или из глины. В храмах ставят каменные изваяния манэкинэко.

Интересно, что игрушки-талисманы, которых в Японии превеликое множество, отнюдь не стоят подобно идолам где-нибудь на домашнем алтаре, влияя оттуда на жизнь семьи.

Ребенок не вдается в подробности, для чего взрослые подкладывают ему в колыбельку симпатичного котика с поднятой лапкой. Он воспринимает талисман как очередную игрушку и возится с ним, отдавая любимой зверушке всю свою любовь и заботу. Таким образом, как считают японцы, осуществляется контакт ребенка с миром духов, богов и предков. Талисман охраняет его, очищает и, при необходимости, наделяет своими силами.

Кошки буддистского монастыря Нга-Пхе-Куанг

В Мьянме на озере Инле, где люди живут в хижинах, сплетенных, подобно корзинам, из бамбука, а эти хижины стоят на сваях прямо на воде. Словно изящные гнездышки на курьих ножках. Посреди озера возвышается буддистский монастырь Нга-Пхе-Куанг, прозванный местными жителями «монастырь прыгающих кошек». Собственно, сначала был построен монастырь, а уж потом к святому месту приросла деревня.

В этом монастыре с древнейших времен монахи дрессируют кошек, которые, подобно цирковым тиграм, прыгают через обручи или через согнутые кольцом руки человека. Когда-то давно, когда монастырь представлял собой странствующую секту, монахи зарабатывали себе на жизнь цирковым представлением, которое показывали, путешествуя из деревни в деревню. Не было бы кошек, монахи давно бы уже умерли с голоду. Но пушистые прыгуны так нравились людям, что они щедро платили монахам за возможность насладиться представлением. Так что на скопленные деньги те в конце концов смогли обустроить свой монастырь на озере, и теперь туда приезжают туристы, посмотреть на монастырских котов и кошек.

Не хотите ждать следующей публикации, вся книга выложена на АвторТудей: https://author.today/work/178235