Недавно я пересматривал "Весёлых ребят" Александрова и решил о них написать. Понимаю, что писать о "Весёлых ребятах" - занятие неблагодарное, все равно, что об "Иронии судьбы", но попробую
Жить стало лучше
Этот фильм - важнейшая веха в истории развития нашего кино. Как в 1908 творение кинопримитивиста Василия Гончарова "Стенька Разин" породило главный киножанр николаевской эпохи - экранизацию песни, так и в 1934-м "Веселые ребята" породили главный жанр эпохи сталинской - музыкальную комедию.
До начала 30-х Александров был скромным ассистентом великого Эйзенштейна. Путешествуя с создателем "Броненосца Потемкина" по Америке и Голливуду, он старательно изучал западные киноприемы. Говорят, для этого у него даже была специальная книжечка.
И вот, когда Эйзенштейн с Александровым вернулись из загранкомандировки, у товарища Сталина возникла блестящая идея. Отец народов решил, что жить стало лучше, жить стало веселей, поэтому советским людям срочно необходима новая звуковая и музыкальная комедия. Конечно, комедии в СССР тогда были. Один только Яков Протазанов за 20-е годы наснимал их немало. Но все они были немые или почти немые. Новая комедия должна была отвечать реалиям наступившей звуковой эры и новым запросам.
Люди-саксофоны
И у Эйзенштейна и у Александрова было свое мнение насчёт соцзаказа вождя. Эйзенштейн собирался снять что-то вроде Ивана Васильевича, меняющего профессию: о том как советский человек попадает в Московскую Русь, а в страну советов попадают бояре. Но проект завернули. Александров же в итоге умудрился снять один из самых любимых фильмов Сталина. Хотя Эйзенштейн тоже приложил руку к "Весёлым ребятам". Он создал серию эскизов к знаменитой драке музыкантов. Эскизы были довольно сюрные, изображали людей-виолончелей и людей-саксофонов, но в дело пошли.
Одним из авторов сценария будущей "джаз-комедии" стал Николай Эрдман - выдающийся драматург, писавший в 20-е годы довольно язвительные пьесы на грани ( или даже за гранью) антисоветчины. И его же вместе с соавтором Владимиром Массом арестовали прямо на съёмочной площадке "Весёлых ребят".
Вернувшись из мест не столь отдаленных, Николай Робертович утратил большую часть своего чувства юмора и переключился с драматургии на идеологически выдержанные сценарии для кино и мультфильмов.
Супербоевик "Пастух"
Многие критики обвиняли "Весёлых ребят" в непоследовательности сюжета. И это не удивительно. В фильм не вошла примерно половина материала, которая была в изначальном варианте сценария под названием "Пастух". В том числе много мультяшных вставок, трюков в духе Бастера Китона и даже исполнение джаза на крыле самолёта. Кроме того, в финале Костя Потехин должен был приехать с гастролями в родной колхоз и снова встретиться со своим учителем Карлом Ивановичем. Также взаимоотношения Кости и Анюты были в сценарии более последовательными.
С миру по нотке
О композиторе "Весёлых ребят" Исааке Дунаевском говорили: с миру по нотке - Дунаевскому мелодия. Примерно то же можно сказать и о режиссёре Александрове. Само собой, в фильме очень много самобытного и оригинального: ещё бы, сам Чаплин был от него в восторге, но и заимствований хватает. Они начинаются с первых же кадров. Достаточно один раз взглянуть на мультяшную корову, чтобы убедиться, что она полностью срисована с Диснеевского оригинала. А что до пьяного поросёнка и дебоша животных, - что-то очень похожее было в американском фильме В. Мурнау "Восход солнца" 1927 года. Сцена, где Утесов-Костя Потехин раздает цветы барышням в мюзик-холле уж очень напоминает Чаплина, а бесконечные погони - картины Бастера Китона и Гарольда Ллойда. Хотя, Александров этого даже не скрывает, заявляя в титрах, что вышеупомянутые товарищи в его фильме не участвуют.
Тем не менее оригинальных находок в "Весёлых ребятах" предостаточно. Та же рыба, которую Утесов вытаскивает из собственных плавок и бросает точнехонько на сковороду. Или операторская работа в сцене, где Лена идёт знакомиться с парагвайским дирижёром, а камера скользит по отдыхающим на пляже. Такого плавного и длинного кадра я в лентах 20-30-х больше нигде не видел. Ну и, конечно, как не вспомнить первое выступление битбоксеров в кино:
- Ребята, играем!
- На чем?
- На губах!
Первая и последняя ласточка
В чем феномен "Весёлых ребят"? Почему это единственная по-настоящему смешная комедия сталинского времени и почему этот фильм и теперь на слуху в отличие от более поздних опусов Александрова, вроде "Светлого пути" или "Волги-Волги"? Я думаю, в пору, когда снимали "Весёлых ребят", наши художники ещё умели радостно и искренне смеяться. Они ещё не совсем забыли свободный творческий дух 20-х годов. А потом (в тот же самый 1934-й год, когда "Веселые ребята" вышли на экраны) произошло убийство Кирова. Машина сталинских репрессий заработала в полную силу и всем стало не до смеха. То есть, конечно, после "Весёлых ребят" музыкальная комедия стала господствующим жанром в нашем кино, но юмор этих комедий теперь был сдержанным и осторожным: не дай бог ляпнуть сдуру что-нибудь контрреволюционное. Кстати, поначалу и "Весёлых ребят" не хотели выпускать на экраны. Как же так, джазы, танго, какие-то нэпманские мещанские ужимки и никакой идейности! Картину спасло только то, что она очень уж понравилась товарищу Сталину.
И да: в американском прокате фильм вышел под названием "Москва смеется". Канонический восстановленный вариант, над которым работал сам Александров, датируется 1978 годом, а раскрашенный, который меня раздражает - 2010-м.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус