Найти тему
Психолог АВТ

Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Семья, является основной ценностью любо­го государства. Снижение в силу тех или иных причин соци­альной ценности отдельных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ограничивает раскрытие потен­циальных возможностей человека. В подобной ситуации воз­никает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан.

В связи с этим можно обозначить ряд социально - педагогических проблем, на примере дедтей - инвалидов по зрению.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом зрения изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье ока­зываются лишенными родительского внимания. Часто роди­тели полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей.

Обучение ребенка с нарушением зрения в образователь­ном учрежденииНет возможности обучать слепых и слабо­видящих детей в общеобразовательных школах, оказывая им тифлологическую помощь, а изоляция незрячих детей в спе­циализированных образовательных учреждениях усложняет их интеграцию.

Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспи­тывающие ребенка с нарушением зрения, получают крайне недостаточную информацию о том, чему и как его учить, как управлять его поведением.

Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением зре­ния, а отсутствие социально-педагогических услуг обуслов­ливает то, что большинство детей с нарушением зрения не могут развить свои способности, реализовать увлечения и ин­тересы.

Нехваткапсихолого-медико-педагогических знанийВбольшинстве случаев родители, имеющие детей с проблемами зре­ния, переоценивают или недооценивают дефект зрения, что еще раз подтверждает необходимость родительского просве­щения.

Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются: каким он родит­ся, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюда­ются чувства гнева, вины, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают. Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых, особенных врачей или больницу. Пытаясь справиться с чувством вины и излить свой гнев на кого-то еще, а не на невинного ребенка, родители нередко выбирают один из двух путей: наказывают себя — решают всю жизнь без остатка посвятить рабскому служению ребенку; перекла­дывают вину на других — преследуют и яростно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работни­ков, учителей. Некоторые делают и то, и другое.

 

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а бла­гополучие и социальная адаптация семьи окажутся невоз­можными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаи­модействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

Отношение общества к ребенку-инвалидуБольшинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни стал­киваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстни­ков к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Практика работы с семьями детей-инвалидов с нарушени­ем зрения показывает, что такие семьи по отношению к про­блеме можно условно подразделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструк­тивный характер, не углубляются в длительные пережива­ния случившегося, а пытаются более эффективно приспосо­биться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструк­тивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее роди­тели уже успели выработать позитивные установки по отно­шению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструк­тивный характер, который может выражаться в форме:

• игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы —

пусть выкарабкивается сам»);

• жестокого обращения и эмоционального отвержения

ребенка;

• акцентуации на проблеме семьи.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нару­шениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях де­тей-инвалидов с нарушением зрения и другими ограничени­ями, необходимо решать постоянно на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования.

#детиинвалиды #помощьпсихолога #помощьродителям #личение #зрениеудетей