Кинематограф знает множество лент с названием «Последний урок», однако говорить мы будем о телевизионном проекте 2008 года, который хотя и не получил широкой популярности, но по ряду причин для нас представляет определенный интерес. Дело даже не в том, что создателем был Гарри Вайнер, в разной степени причастный к весьма успешным сериалам: от «Бухты Доусена» до «Вероники Марс» - а несколько по иным причинам.
Начнем с того, что здесь главная роль отведена Пенелопе Энн Миллер, замечательной актрисе, во многом ассоциируемой с криминальным кинематографом (вспоминаем «Тень», «Путь Карлито», «Пистолет в сумочке Бетти Лу», «Крутой район» и т.д.) Впрочем, в данном случае весьма интересно, что гражданка Миллер в указанном фильме являла похвальный пример адекватного отношения к собственному возрасту.
Она не стала прибегать к хирургическому омоложению, что в итоге многим актрисам стоило их естественной привлекательности (Мэг Райан, Фамке Янсен, Хелен Хант и т.д.), но и не махнула рукой, погрузившись в недра «геронто-позитива», мол, «у погоды нет плохой погоды». Разумный баланс между ухоженностью и соответственностью, чего хотелось бы пожелать и большей части актерок.
Впрочем, внешность той или иной представительницы драматического искусства именно наш канал интересует меньше всего, ибо обычно на первый план выходят структурные особенности сюжета кинокартины. И именно в «Последнем уроке» есть весьма и весьма интересные моменты.
Фильм как бы родился на стыке двух поджанровых направлений. С одной стороны мы видим желание взрослого человека помочь ребенку, являющемуся невольным свидетелем преступления, что ставит его юную жизнь под угрозу. Тут будет уместным вспомнить и «Свидетеля» (1985) с Харрисоном Фордом, и «Клиента» (1987) со Сьюзен Сарандон.
С другой стороны наблюдаем отсылки к казавшейся некогда бесконечной эпопее «Замена» (кажется, было четыре части), когда «новенький учитель» становится субъектом криминальной жизни. Обычно это был персонаж с мужественным прошлым, который поднимался на защиту детей.
Впрочем, у героини Миллер нет ничего, кроме её принципиальности и стремления заботиться о подростках из школы в неблагополучном районе, куда она устраивается на работу. То, что этого персонажа зовут Глория, является невольной аллюзией к одноименному триллеру, когда одна особа подобно гневной гиене встала на защиту маленького мальчика (абсолютно ей чужого).
Впрочем, другой Глории повезло несколько меньше - её навыки выживания в криминальной среде фактически сведены к нулю. И на её несчастье в первый же рабочий день, срезая путь через дворы, она становится свидетельницей убийства (в неблагополучном районе всегда есть какие-то банды). Причем, заметила не только она, но заметили и её.
Естественное желание стать конформистом, мол, я никому ничего не скажу, на уличных бандитов особого впечатления не произвело. Ибо для них более привычен иной принцип: гарантированно молчит только мертвый свидетель. В итоге задача по спасению доброй учительницы возникла перед подростками с района, что и отличает от вышеупомянутых фильмов. А ведь дополнительное занятие по литературе может превратиться в самую настоящую трагедию, ибо в оригинале фильм назывался «Смертельный урок»