Почему изменили проектное название станции? Как пришлось хитрить архитектором, чтобы сделать хоть какой-то декор на станции? Какие оригинальные решения появились в результате тотальной экономии? Что за необычное оформление сводов придумали зодчие? А также, куда исчез народный музей метро? И почему в 1990-х некоторые назвали станцию "Противная"? Об этом и не только расскажу сегодня.
Куда подевалась "Усачёвская"
Станция "Спортивная" открылась 1 мая 1957 года и на тот момент стала конечной для Сокольнической линии. Строительство шло в разгар борьбы с архитектурными излишествами, которая началась в ноябре 1955 после выхода знаменитого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Поскольку работы по сооружению платформы начались раньше, то внешний облик предполагал использование стиля "сталинский ампир". Но в полёт фантазии вмешалась экономика.
Изначально станцию планировали назвать "Усачёвской". На поверхности недалеко от северного наземного вестибюля располагается Усачёва улица. Историки настаивают, что правильное произношение именно такое. В 1956 году поблизости открыли стадион им. В.И. Ленина ("Лужники"), поэтому проектное название решили поменять. Всё-таки Усачёвы были купцами, что не очень подходило для коммунистической идеологии. Наименование выбрали более нейтральное - "Спортивная".
Однако в оформлении намёков на спортивную тематику не видно. Это как раз-таки связано с противостоянием архитектурным излишествам. Никаких мозаик, панно или барельефов здесь не предполагалось. Все декоративные украшения в понимании чиновников стоили неоправданно дорого, а значит не были нужны. В целом от станции сталинского типа тут осталась лишь сама пилонная конструкция - массивная и просторная. Строили её закрытым способом, то есть с помощью специального щита по проходке тоннелей. Глубина заложения платформы 42 метра.
Архитектурная смекалка
Основными архитекторами "Спортивной" являлись супруги Иван Таранов и Надежда Быкова. Это их пятая совместная работа в Московском метро. Они же, кстати, были авторами одной из первых станций, "Сокольники", которую открыли в мае 1935 года. В работе над новой платформой им помогали Иоганн Гохарь-Хармандарян и Юрий Черепанов. Делать обезличенную станцию совсем без украшений они не хотели. Пришлось убеждать проверяющие инстанции в правильности своих идей.
Например, архитекторы обратили внимание комиссии, что не будут использовать люстры, а своды отделают специальным дешёвым материалом. Кроме того, на путевых стенах появится бюджетная керамическая плитка. Но даже в таких стеснённых условиях зодчим удалось не только придать "Спортивной" симпатичный внешний вид, но и сделать её по-своему уникальной. Массивные пилоны облицованы мрамором серого, белого и молочного оттенков. Верхнюю часть конструкции разбавили полосками мрамора тёмно-зелёного цвета разной ширины.
Далее пилоны переходят в белый карниз, который имитирует арки. Чуть выше начинаются своды. Такую отделку вы больше не встретите ни на одной станции Московского метро. Это асбоцементные плиты с тиснением, то есть рисунком. Выглядит, словно в потолок вмонтирован каркас. Здесь чередуются украшения в виде ромбов разного размера и декоративных "шайб". Они, нужны не только для эстетики, но и чтобы закрепить плиты. Для облицовки пола использовали гранит красного, серого и чёрного цветов. Вместе они образуют абстрактный геометрический узор.
Куда пропал музей
Верхнюю часть путевых стен оформили жёлтой керамической плиткой, нижнюю - чёрной. Если присмотреться, то ближе к сводам, вы заметите неочевидный элемент декора: рельеф в виде дубовых листьев. Кстати, в феврале 2021 года начали работы по обновлению путевых стен. До конца ещё не завершили. Но в целом на фотографиях похоже на оригинальную облицовку. Хотя цвет всё-таки немного другой - ближе к кремовому. Но в любом случае это будет смотреться лучше, старой плитки. Она с годами начала отваливаться. На пустых местах появлялись квадратики других оттенков. Выглядело некрасиво.
Строители заверили, что на своих местах останутся и металлические панно с датой открытия станции. На самом деле, это двери в технические помещения. Архитекторы весьма интересно решили проблему освещения. Как вы помните, использовать люстры им было нельзя по экономическим причинам. В итоге по всему периметру станции появились симпатичные бра, состоящие из четырёх плафонов. Они крепятся на вентиляционные решётки с абстрактным рисунком.
Вплоть до 2016 года в южном вестибюле "Спортивной" располагался Народный музей Московского метрополитена. Его основали в 1967-м по инициативе бывших работников, а также Зинаиды Троицкой. Она была первой женщиной-машинистом паровоза в СССР. С 1944 года Троицкая занимала пост заместителя начальника Московского метрополитена. Коллекцию экспонатов собирали из частных коллекций. В 2016-м музей переехал в Центр профориентации метро на станции "Выставочная".
Сквозь торговые ряды
"Спортивная" выполняла (да и сейчас тоже) важную транспортную функцию во время крупных мероприятий, которые проходили в "Лужниках". В эти дни станция работала только на выход, а потом на вход пассажиров. Слышал, что в советское время была традиция среди болельщиков запускать 5-копеечную монету (ей оплачивали проезд) вниз по балюстраде эскалатора. Якобы примета хорошая. Не знаю, делал ли так кто-нибудь?
С начала 1990-х и до 2011 года людям по пути от метро к стадиону "Лужники" приходилось протискиваться сквозь торговые ряды огромного оптового вещевого рынка. Времяпрепровождение не очень комфортное. Из-за этого в народе станцию метро некоторые даже звали "Противной". Но, к счастью, с закрытием рынка ушли не только торговцы, но и сомнительное прозвище.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!