Приглашаем на пешую экскурсию по Витебскому вокзалу в Санкт-Петербурге, которую мы собираем 16 октября. Вашему вниманию будут предложены уникальные залы вокзала, который в большей степени напоминает транспортный дворец, нежели утилитарное строение для отправления и приема пассажиров в прекрасной северной столице России
Текст: Дмитрий Чериков
Имя архитектора Станислава Антоновича Бржозовского не так известно, как, например, создателя Казанского вокзала Алексея Щусева, но именно Бржозовскому удалось реализовать волшебный проект Витебского вокзала в Санкт-Петербурге — одного из самых прекрасных и новаторских при этом с инженерной точки зрения вокзалов в мире.
Среди других работ Бржозовского — вокзал и сортировочная станция в Царском Селе. Кроме того, на счету Станислава Антоновича проект еще одного знакового для Москвы вокзала — Рижского. Если Рижский — это традиционный формы русской эклектики, то Витебский — шедевр архитектуры в стиле модерн. В 1900 году Бржозовский со своим решением, навеянным работами Отто Вагнера (оцените творение австрийца — венскую виллу Вагнер I на Хёттельберг штрассе), выиграл публичный конкурс проектов Витебского вокзала. Соавтором Бржозовского выступил 25-летний вундеркинд-инженер Савва Минаш.
Новое двухэтажное здание Витебского вокзала стало одной из первых построен в Санкт-Петербурге с соблюдением стилистики модерна. Отличительные черты от вокзалов того времени — обилие металла, куполообразная крыша, часовая башня, арочная крыша над зоной платформ. При этом несмотря на новаторство в плане архитектурных решений Витебский вокзал внутри получился торжественным, но уютным и комфортным. Таким, каким и должен был быть идеальный вокзал.
Свое окончательное название Витебский вокзал обрел в 1935 году. Первоначально он был Царскосельским (по названию железной дороги), затем Детскосельским (в связи с переименованием Царского села). О всех перипетиях строительства можно как раз будет узнать во время полуторачасовой экскурсии «РЖД Тур» на Витебском вокзале.
Полная программа пешей экскурсии «Витебский вокзал» в Санкт-Петербурге
Еще одним интересным отличие Витебского вокзала от своих собратьев является отсутствие привокзальной площади. Главный фасад архитектурного шедевра Станислава Бржозовского выходит на Загородный проспект Санкт-Петербурга. Кроме того, приятное удивление у пассажиров начала XX века вызывали лифты для пассажиров, багажная машина и, конечно, электрическое освещение.
Полная программа пешей экскурсии «Витебский вокзал» в Санкт-Петербурге
Витебский вокзал — это, конечно, не только изящный модерновый декор, но и элегантные металлические конструкции, которые придали законченному произведению внешнюю легкость. Основное внимание приковывал металлический купол, венчающий главный корпус.
Витражная арка над парадным входом, ажурные орнаменты на перилах балконов, лестничных пролетах, козырьках, витражах и светильниках — все это сосуществовало в абсолютной гармонии. Витебский вокзал и сейчас радует глаз — от его посещения остается светлое послевкусие, как будто вы побывали в музее или картинной галерее высокого класса.
Увидеть все это великолепии воочию можно будет во время нашей пешей экскурсии по Витебскому вокзалу. Удобные даты посещения — 16 и 29 октября. Ждем вас на познавательных экскурсиях в эти осенние дни.
Полная программа пешей экскурсии «Витебский вокзал» в Санкт-Петербурге
Подборка материалов о пеших экскурсиях на вокзалах на нашем Дзене
Обязательно подписывайтесь на наш Дзен, где мы стараемся регулярно и адекватно рассказывать о железнодорожных путешествиях, достопримечательностях, делиться экспертными мнениями и, конечно, внимательно читать ваши комментариях. Вся гамма наших туристических предложений доступна для вас на официальном сайте «РЖД Тур».