Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Великий гуманист

О том, что Бартоломе де лас Касас, один из главных творцов "чёрной легенды" вокруг Конкисты — "великий гуманист", поскольку защищал индейцев, знают все. Ну, конечно, не прямо "все" — но даже люди, которые больше-то о Конкисте не знают вовсе ничего, ведь данный нарратив любили продвигать в СССР. При этом было принято избегать вопроса роли Бартоломе в судьбе негров. А вот я считаю это не менее важной и интересной темой.

Но для начала хотелось бы внести небольшой дисклеймер. Я часто говорю о де лас Касасе весьма негативно, но если на заре популяризаторской работы это касалось именно личности Бартоломе, но теперь уже лишь результатов его деятельности, причём в долгосрочной перспективе.

Сам по себе де лас Касас существенно отличается от пресловутого Льоренте, который бежал из Испании
из-за своего коллаборационизма и потом в изгнании кропал книжки об ужасах инквизиции (а что ему ещё было делать). Бартоломе искренне сочувствовал индейцам, которых знал не понаслышке — он провёл немало лет в Новом Свете. И так-то само желание о них позаботиться — дело безусловно хорошее.

Нюанс в том, что "Кратчайшее сообщение о разрушении Индий" написано уже в 1552 (когда автору было 68 лет), а начал-то де лас Касас свою деятельность ещё в 1510-е, будучи человеком молодым. Как это часто бывает с молодыми людьми, Бартоломе отличался тогда не самыми взвешенными суждениями и являлся настоящим идеалистом. Хью Томас вообще рассуждает о влиянии на него "Утопии" Томаса Мора (вышла в 1516), хотя большой вопрос, читал ли де лас Касас эту книгу.

Но в суждениях он шёл ещё дальше Мора. Мор-то писал о гипотетической стране, а де лас Касас в районе 30 лет рассуждал про совершенно реальные колонии, представляя какой-то сказочный их уклад с испанцами, живущими в городах на побережье и не лезущими к индейцам. Звучит прекрасно, но я даже теряюсь, с какой стороны начать критиковать такую идею. То ли с примера как раз прибрежных португальских колоний (о том, как это на деле работало, мы много раз говорили), то ли с явного непонимания автором того, ради чего большинство стремилось в Конкисту (как мы, опять же, много раз говорили — прежде всего ради земли, которой при огромном в обществе проценте дворян не хватало дома).

В конце 1517, когда Карл V едва-едва только стал королём Кастилии и Арагона, ещё толком не знал испанского, был 17 лет от роду и в силу всего этого сильнейшим образом зависел от советников, Бартоломе де лас Касас и Рехинальдо де Монтесинос прибыли в Вальядолид, чтобы в очередной раз продвинуть "индейский вопрос". Фундаментально они не предлагали чего-то нового — как вы знаете,
Бургосские законы были приняты ещё в 1512 и уже тогда постулировали — индейцы не должны быть рабами. Карл в итоге признает индейцев такими же своими подданными, как и всех прочих, однако Бартоломе с товарищем указывали: с реализацией всего этого на практике сложно.

И действительно, как я уже не раз говорил — на Карибах с индейцами вышло плохо, потому их там почти и не осталось (а напомню, 1517 — ещё долго до высадки Кортеса в Мексике и тем более событий в Перу, в итоге — совсем иного подхода к отношениям с индейцами, который мы также обсуждали очень много раз со всех сторон).

С этим-то никто особо не спорил, но в деталях суждения де лас Касаса "как нам обустроить колонии", как бы это сказали сейчас — вызывали фейспалм у людей, уже успевших чем-то за океаном поуправлять. В основном по части того, что если мы хотим развить колонии — там кто-то должен работать, и одни испанцы справиться с этим не могут.

Бартоломе де лас Касас был идеалистом и дилетантом в том, что касалось управленческих вопросов (он ведь обычный монах), однако далеко не дураком. По итогам множества дискуссий при дворе он сделал вывод, что совсем уж "утопия" не получается. По меньшей мере — в этом не получится всех убедить. Так что нужно ещё какое-то решение.

Вот тогда-то у него и возникла идея насчёт негров. Бартоломе заявил — мол, остров Эспаньола (который мы знаем как Гаити) для чернокожих прямо-таки идеален. Вот именно так и сказал: "La mejor tierra que hay en el mundo para los negros". Порабощение которых, понятное дело, никакими законами вовсе не запрещалось и практиковалось вполне активно. Как видим, идеалистические взгляды и тут с жестокой реальностью дружили плохо. Какой там по итогу вышел рай для негров — вы все без меня знаете.

Опять же, нельзя сказать, что идея эта была абсолютно новой. Однако де лас Касас, активно ведя переговоры буквально со всем окружением юного Карла, оказал решающее влияние на её развитие и последующую реализацию.

Вот так и вышло, что "великий гуманист", безусловно проявляя гуманизм по отношению к индейцам, стал одним из первых идеологов далеко не гуманной практики — которую критикуют в тех же самых книгах, где самого Бартоломе как гуманиста превозносят. И недурно бы этот факт держать в уме.

В принципе, ничего нового. Борьба "за всё хорошее против всего плохого" в мире, который далеко не чёрно-белый и населён совсем не идеальными людьми (что касается и белых, и краснокожих, и негров) — примерно вот так по итогу обычно и выглядит.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат