Найти тему
С Богом по жизни

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

У нас есть основание отдавать назад Господу соответственную и пропорциональную часть от того, что мы получаем от Него. Все, что мы имеем, — от Бога. У нас нет ничего такого, что бы мы не получили (1 Кор. 4:7). И когда мы жертвуем, то уделяем от тех даров, которыми Он наделил нас.

Пожертвования не относятся к числу главных тем Нового Завета. Но это не значит, что Иисус и новозаветные авторы вообще не учили о том, как надо использовать деньги, ибо это как раз и есть одна из главных тем Библии.

КАК ИИСУС УЧИЛ О ДЕНЬГАХ

В Нагорной проповеди Иисус сказал:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19, 20).

Основанием для такого отношения к деньгам является вера. Иисус продолжил: “Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, тем более вас, маловеры!” (Мф. 6:30). Мы лучше всего даем, когда верим, что Бог вернет нам соответственно тому, что мы даем Ему (2 Кор. 9:6, 10, 11).

Говоря о подаянии милостыни бедным, Иисус сказал, что делать это нужно незаметно, не устраивая громких демонстраций на публику. Бог вознаграждает тех, кто дает подобным образом (Мф. 6:1-4). Наверное, в помощи нуждающимся следует руководствоваться принципом: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12).

Иисус велел богатому молодому правителю продать все свое имущество и раздать нищим. И еще Он сказал: “Следуй за Мною” (Мф. 19:216). Очевидно, то, чем владел этот юноша, владело им. Пока оно у него будет, он не последует за Иисусом с легким сердцем. И молодой человек “отошел с печалью” (Мф. 19:22). В противоположность ему апостолы оставили все, чем владели, чтобы последовать за Ним (Лк. 5:11). Эти примеры учат нас, что мы должны научиться не цепляться за то, что может помешать нам быть верными последователями Иисуса — за деньги, родственников, работу или что бы то ни было еще.

Уча народ в приморских местах Тира и Сидона, Иисус говорил:

«Давайте, и дастся вам: мерой доброй утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

В другой раз Иисус сказал: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе кошели не ветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает” (Лк. 12:33).

Когда фарисеи испытывали Иисуса, Он учил, что мы должны отдавать правительству то, что причитается ему, а Богу — то, что положено отдавать Богу (Мф. 22:21). Если мы не отдаем Богу, мы оставляем у себя то, что по праву принадлежит Ему. Когда мы не даем так, как следует, мы присваиваем себе Божью собственность, то есть обкрадываем Бога (см. Мал. 3:8).

КАК ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЕНЬГИ

Когда кто-то в ранней церкви попадал в отчаянное положение, другие члены помогали им, как могли. Они продавали свое имущество, чтобы восполнить нужды других — не всё, а лишь часть (Деян. 2:45; 4:36, 37). Они не продавали свои жилища, что следует из неоднократных упоминаний того, что христиане имели дома (Деян. 12:12; 21:8; Рим. 16:5; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 2; 2 Ин. 10). Цель христиан состояла не в том, чтобы всем иметь одинаково, а в том, чтобы помогать нуждающимся. Благотворительная помощь распределялась в зависимости от конкретных нужд (Деян. 2:45; 4:35).

Божьи благословения мы можем использовать по собственному усмотрению, но должны дать отчет, как мы ими распоряжаемся (Мф. 25:19; Лк. 16:2; 19:15; см. Деян. 5:4). Бог рассчитывает, что мы будем хорошими распорядителями того, что Он вверил нам. “Служите друг другу — каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Пет. 4:10). Все, что мы имеем, принадлежит Богу (Деян. 4:32). “Ибо Господня земля и что наполняет ее” (1 Кор. 10:26). Павел спрашивал: “Что ты имеешь, что бы не получил?” (1 Кор. 4:7). Ответ на этот вопрос — “ничего”. Жертвуя, мы отдаем Богу лишь часть того, что Он дал нам.

Песня “Мы отдаем Тебе Твое” прекрасно выражает это библейское учение:

Мы отдаем Тебе Твое —
Каким бы ни был дар.
Все, что имеем, — это Ты
Нам лишь на время дал.
Так дай нам мудрости, Господь,
Достойно дар принять
И щедро, с радостью Тебе
Все лучшее давать.

Если мы так ведем свои финансовые дела, что не можем щедро уделять Богу, то мы плохие домоправители. К тому, что у нас осталось после того, как мы отдали Богу Божье, мы также не должны относиться легкомысленно. Мы несем такую же ответственность за то, как мы используем свою часть, как и за то, что мы даем.

Бог заверяет нас, что если мы даем обильно, то и Он вознаградит нас обильно. Мы пожнем то, что посеяли (2 Кор. 9:6; Гал. 6:7). Фермер может рассчитывать на урожай, только соответственный количеству посеянных семян. Если мы хотим, чтобы Бог был щедр к нам, мы должны щедро давать Ему. Он любит охотно дающих (2 Кор. 9:7).

Бог дает нам, когда мы даем Ему, не для того, чтобы мы расточительно тратили полученное на собственные эгоистичные желания. Иаков писал христианам: “Просите — и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4:3). Бог благословляет нас в ответ на наши пожертвования, чтобы мы могли продолжать материально поддерживать Его дело:

«Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:10, 11).

Нельзя жертвовать по эгоистичным мотивам. Мы не должны давать с тем, чтобы увеличить свое состояние, удовлетворить свои желания хорошенько отдохнуть, развлечься и жить в роскоши либо повысить свой социальный статус. Побудительным мотивом наших пожертвований должна быть материальная поддержка Божьей работы. Если мы прежде всего думаем о Боге и то, что получаем, в первую очередь используем для материальной поддержки Его работы, то Он позаботится о том, чтобы мы ни в чем не нуждались (Мф. 6:33) и продолжали уделять для благих целей. Мы должны давать в надежде, что Бог даст нам достаточно для удовлетворения своих нужд и обильно для возвращения Ему.

МЕРА ВЕЛИЧИНЫ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Как определить величину пожертвования? Это можно сделать с помощью следующих критериев:

1. Ценность пожертвования. Когда апостолы увидели, как богатые кладут большие суммы денег в храмовую сокровищницу, это произвело на них впечатление. Но только не на Иисуса. Он сказал, что их дары не то что не угодны Богу, но не самые большие (Мк. 12:41-44).

2. Величина пожертвования в сравнении с тем, что имеет дающий. “Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет” (2 Кор. 8:12). Иисус сказал, что бедная вдова положила больше всех, потому что богатые давали от своего избытка, а она отдала все, что имела на пропитание (Мк. 12:41-44).

3. Стоимость для дающего. Давид хотел купить гумно Орны, чтобы принести жертву Господу. Из уважения к царю Давиду Орна был готов отдать ему свою собственность бесплатно. Давид же ответил: “Я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром” (2 Цар. 24:24).

4. Ценность для дающего. Дар может быть очень дорогим, но если он не представляет ценности для дающего, его пожертвование бесполезно или почти бесполезно. Бог искупил нас драгоценной кровью Иисуса (1 Пет. 1:18, 19). Иисус был дороже всего воинства небесного и потому величайшим даром, который только могли принести небеса.

5. Личное участие дающего. Македоняне не только принесли свои дары, но также отдали себя (2 Кор. 8:5). Зачастую бывает легче отдать деньги, чем пожертвовать временем или собой ради удовлетворения нужд других.

6. Нужда принимающего и ценность для него. Большой и ценный дар нельзя назвать великим, если он не удовлетворяет нужду того, кто его получает. Дар Иисуса был великим, потому что Он оплатил наш долг за грех, который мы сами не могли оплатить (Рим. 5:8).

7. Отношение получающего. Даже если дар восполняет нужду получающего, это еще не великий дар, если тот не принимает его. Один и тот же дар для кого-то может быть великим, но он будет бесполезным для тех, кто не оценил его (см. Деян. 13:46; Рим. 2:4, 5). Для спасенных Иисус — величайший из даров, но для неповинующихся Он — “камень преткновения и камень соблазна” (1 Пет. 2:7).

8. Отношение дающего. Пожалуй, величайшим критерием того, что делает дар великим, является отношение дающего. Бог отдал Иисуса, а Иисус отдал Себя из любви (Ин. 3:16). Без любви дар не имеет никакой пользы для дающего (1 Кор. 13:3).

Оценивая дары, мы должны согласиться, что, с какой бы меркой мы ни подходили к дарам, Иисус — величайший дар из всех. Он отвечает всем критериям, по которым мы могли бы измерять ценность дара. Мы должны следовать примеру Бога и Иисуса и приносить великие дары.

ДЕСЯТИНА

Является ли десятина обязательной основой христианских пожертвований? Должны ли христиане отдавать десятину?

Жертвовать “десятину” — значит отдавать десятую часть. Первое упоминание десятины в Библии связано с даром Авраама Мелхиседеку, составлявшим десятую часть его военной добычи (Быт. 14:20). Это единственная запись в Библии о том, что Авраам давал десятину. Иаков дал обет Богу, что если Он поможет ему достичь успеха и благополучно возвратит в дом отца, то он отдаст Ему десятую часть (Быт. 28:20-22). Библия умалчивает, когда или кому он отдал свою десятину. Это единственные ссылки на пожертвование десятой части дохода до получения закона.

Первое упоминание слова “десятина” в Библии мы находим в законе, который Бог открыл Израилю через Моисея на горе Синай (Лев. 27:30). Закон требовал жертвовать десятую часть в качестве заработной платы для колена Левия. Это обеспечивало им средства к существованию в то время, как они совершали жертвы и служили при храме (Чис. 1:50, 51). Деньги, которые Израиль давал на их содержание, были не столько добровольным даром, сколько обязательным налогом для народа (Лев. 27:30).

«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21).
«Пусть левиты исправляют службы в скинии собрания... среди же сынов Израилевых они не получат удела; так и десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: “Между сынами Израилевыми они не получат удела”» (Чис. 18:23, 24).

Когда Израиль вошел в Ханаан, землю разделили между коленами в качестве постоянного наследия. Часть, отошедшая к колену Левия, была меньше той части, которую получили другие колена. Бог позаботился об их нуждах, назначив для них десятину, которую должны были выплачивать им другие колена. Платить десятину было долгом (Втор. 26:12); это не было добровольное пожертвование.

Сверх десятины давались дары, жертвоприношения по обету и добровольные пожертвования (Лев. 23:37, 38). Священники, помимо десятин, имели еще и с этих приношений. На содержание храма, подаяния бедным и восполнение иных нужд шли другие дары (Втор. 16:10, 11) и остатки плодов после основного сбора урожая (Втор. 24:19-21).

Так как Израиль не давал десятину от своих доходов и пренебрегал другими жертвами, предусмотренными в законе, то и Бог перестал заботиться о них. Он счел, что они обкрадывают Его.

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “Чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиной и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, — говорит Господь Саваоф, — не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка. Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, — говорит Господь Саваоф. — И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землей вожделенной, — говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:8-12).

После возвращения из вавилонского плена израильский народ уже отдавал десятину. Десятина была обязательна до самой смерти Христа, которая освятила новый завет (Евр. 9:15-17).

Как только смерть Иисуса освятила новый завет, требования приносить десятину прекратились. Возможно, это было потому, что по старому закону десятина шла на содержание левитов и священников. Поскольку все христиане являются Божьим священством (1 Пет. 2:9; Отк. 1:6; 5:10), а закон был упразднен (Гал. 3:24, 25; Еф. 2:14, 15; Кол. 2:14; Евр. 7:12, 19), то и десятины больше не требуются. Теперь мы под новым заветом, который учит нас уделять, сколько позволит состояние (1 Кор. 16:2) и как мы положили в своем сердце (2 Кор. 9:7).

Новый завет учит христиан жертвовать, но не говорит сколько. Если мы хотим, чтобы Бог давал нам, то и мы должны давать Ему. Мы должны учиться быть хорошими распорядителями того, что Он вверил нам. Он обещал, что будет давать нам пропорционально тому, что мы отдаем Ему (2 Кор. 9:6). Раз мы служим Богу дающему, то должны следовать Его примеру и учиться давать щедро.

Христианскими дарами могут быть деньги, имущество, время и использование того, что у нас есть. Павел хотел, чтобы Филимон помог ему, позаботившись о нем лично и оказав гостеприимство (Флм. 20-22). Это был индивидуальный дар, а не пожертвование через церковь.

Общины могут собирать пожертвования для помощи бедным и содержания тех, кто проповедует евангелие (1 Кор. 9:6-14; 16:1, 2; Фил. 4:15). Сборы на эти цели нужно проводить в воскресенье, в первый день недели, в обычное время собрания церкви (1 Кор. 16:1, 2).

Новый Завет не санкционирует практику розыгрыша лотерей, лото или других мероприятий по сбору денег. Деньги, собранные таким образом, отдаются людьми не от всего сердца. Участвующие в этих играх обычно руководствуются мыслью о выигрыше, а не желанием уделить Господу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жертвовать надо. Кто не жертвует, тот не научился быть, как Иисус, который пришел, чтобы показать нам, как надо жертвовать (2 Кор. 8:9). Он совершил величайший из всех даров по всем меркам.

Как распорядители вверенного нам Богом, мы отвечаем перед Ним за то, как мы используем то, что Он вложил в наши руки. Мы должны сознавать, что Бог дает нам, чтобы нам было что давать на поддержку Его работы.

Швыряние деньгами без разбора не делает нас щедрыми. Нас можно назвать щедрыми, когда мы мудро распоряжаемся тем, что у нас есть, чтобы иметь возможность материально поддерживать то, что важно.

Проповеди на разные темы | С Богом по жизни | Дзен