«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:16-22).
Если попробовать назвать одно слово, которое большинство из нас не хотело бы слышать по отношению к себе, то это, наверное, будет “радикал”. Религиозный радикал, сторонник крайних взглядов и действий в религии, представляется нам в образе эдакого старика в помятом костюме, с всклокоченными волосами, с пятнами на рубашке и в грязных башмаках, который стоит на перекрёстке и выкрикивает, потрясая Библией: “Покайтесь, а не то погибнете!” Мы не хотим походить на такого!
Но на самом деле вопрос надо ставить так: а чего требует Господь? А не хочет ли Господь, чтобы мы были “радикалами”?
Чтобы правильно понять этот вопрос, позвольте рассказать реальный случай из моего опыта. Несколько лет мы работали миссионерами в общине в одной зарубежной стране. Не так давно, вскоре после завершения нашей работы, километрах в пяти от здания, где собирается та наша община, свою общину основали американские проповедники из движения, требующего особой, “абсолютной самоотдачи”. Приверженцев этого движения можно назвать “радикалами”. Хотя их учение и практика во многих отношениях, мягко говоря, не соответствуют Библии, нельзя не признать, что они имеют большое рвение к спасению душ. Мы можем не соглашаться с их установками в части того, что значит быть безраздельно посвящённым, но стоит ли оспаривать саму идею полной, радикальной самоотдачи? Что более важно, готовы ли мы требовать той же степени посвящённости от наших членов?
Этот вопрос особенно остро встал передо мной, когда новая община обосновалась неподалёку от той церкви, с которой мы когда-то работали. Мы старались учить обращённых нами людей, что они имеют обязательства перед Господом: что они должны посещать собрания, жертвовать, быть верными, приводить других к Господу. Успех был умеренным. Как и в большинстве общин нашего братства, некоторые очень верны, некоторые верны более или менее, а есть такие, которых верными можно назвать лишь с большой натяжкой.
С образованием новой общины некоторые “наши члены” наведались туда. Были даже такие, которые захотели перейти в неё. Однако их проповедники дали ясно понять этим кандидатам, что каждый член “их общины” должен присутствовать на утренних воскресных богослужениях и, минимум, дважды в неделю посещать занятия на дому и каждый член должен быть ловцом душ и в относительно короткий срок привести кого-нибудь ко Христу.
Знаете, что произошло дальше? “Наши члены” тут же решили, что не хотят иметь с ними ничего общего, и вернулись в “нашу” общину... куда они могли приходить всего один раз в неделю... или вообще не приходить... где, даже если они ничего не будут делать для спасения погибших, они всё равно могут оставаться “на хорошем счету”.
Можете себе представить, что чувствовали те из нас, кто работал с этой общиной? Чувства были смешанные! С одной стороны, мы были рады, что не “потеряли” “наших членов”, что они не ушли в ту новую группу с её сомнительными учениями и практикой. Но, с другой стороны, мы спрашивали себя: чему мы научили этих людей за все эти годы? Неужели мы научили их тому, что можно быть безразличными? Что Христу всё равно, преданы вы Ему или нет? Что не имеет никакого значения, всегда ли вы посещаете собрания, охотно ли жертвуете, учите ли других? Если мы не учили их, что к христианству можно относиться равнодушно, то откуда они это взяли? Может быть, мы что-то делали не так, если в членах церкви, которой мы помогали родиться, которую назидали в младенчестве и вели в юности, оказались люди, для которых идея “полной самоотдачи” была чуждой и/или стала проклятием?
Но то, что характерно для этой общины, я уверен, относится и к тысячам других общин. А как обстоят дела с вашей общиной? Предположим, одним воскресным утром мы объявляем, что если вы не будете исполнять хотя бы следующие, самые необходимые, моменты — (а) четыре раза в неделю приходить в церковь (если только этому не воспрепятствует само провидение), (б) щедро жертвовать, (в) вести чистую в нравственном отношении жизнь и (г) искренне стараться привести других ко Христу, — то вы исключаетесь из членов этой общины. Сколько человек скажут “прощайте” и найдут другую церковь?
Вы можете подумать: “Именно это я и сделаю: я уйду и буду прав, потому что вы не имеете права устанавливать подобные нормы”. Возможно, вы будете и правы. Но возникает встречный вопрос: а ты имеешь право называть себя христианином, если не делаешь всё от тебя зависящее, чтобы исполнять всё это — в качестве минимальных требований, позволяющих тебе называться учеником Христа? Требует ли Христос, чтобы вы были “радикально” преданы Ему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочтём в Мф. 19:16-22 историю о богатом молодом правителе.
Из этой истории можно вынести несколько истин.
ТО, РАДИ ЧЕГО ЖИВУТ ЛЮДИ, НЕ ДАЁТ СПАСЕНИЯ
Об этом человеке можно сказать много хорошего. (1) Он был молодым (Мф. 19:22). (2) Он был начальником (Лк. 18:18). (3) Он был богатым (Мф. 19:22; Лк. 18:23). (4) Если поверить его словам — а у нас нет причин не верить, — то он был хорошим человеком; он соблюдал заповеди (Мф. 19:18-20). (5) Он хотел получить спасение (Мф. 19:16). (6) Он знал, куда обратиться за информацией о том, как иметь вечную жизнь: источником спасения является Иисус. (7) Ему так не терпелось узнать, что нужно сделать, чтобы спастись, что, по словам Марка, он подбежал к Иисусу и пал перед Ним на колени (Мк. 10:17). (8) Он знал кое-что о личности Иисуса, так как опустился перед ним на колени и назвал Его “Учитель благой” (Мк. 10:17). (9) Иисус полюбил его (Мк. 10:21).
Но несмотря на всё это, он, тем не менее, не был спасён! Он пришёл к Иисусу узнать, что делать, чтобы иметь вечную жизнь. Иисус не сказал: “Не беспокойся; ты уже имеешь её”. Его богатство не спасало его. Это было удивительно для иудеев, включая учеников Иисуса (Мф. 19:25). Для них сам факт, что человек богат, означал, что он праведен. Что богатый человек может быть не спасён, было выше их понимания. Нам нужно знать, что богатство необязательно означает, что человек спасён. Его также не спасало ни высокое положение, ни власть. Хотя в глазах своих современников он был, по всей видимости, важной персоной, он всё равно не был спасён. Это может касаться и вас. Его не спасала молодость. Замечательно, когда юноша хочет знать, как угодить Богу. Но один только факт молодости не гарантирует, что вы угодны Ему.
Не спасала юношу и его добродетельность. Вначале Иисус сказал ему: “Соблюди заповеди”. Почему Иисус ответил именно так? Потому что богатый молодой правитель жил под законом Моисея. Иисус имел все основания указать ему, что прежде всего он должен соблюдать закон, под которым он живёт. Юноша спросил: “Какие?” (Мф. 19:18). Иисус выборочно назвал заповеди из Моисеева закона, которые тот должен был соблюдать. На это молодой человек ответил: “Учитель! Всё это сохранил я с юности моей” (Мк. 10:20). Мы можем поверить, что в основном (необязательно в идеальной степени) это так и было. Затем он спросил: “Чего ещё недостаёт мне?” (Мф. 19:20). Иисус не ответил: “Больше ничего не надо делать. Так как ты хороший человек, то Бог тебя уже спас”. Наоборот, Он дал дополнительные наставления. Хоть юноша и был добродетельным человеком, ему ещё кое-что нужно было сделать. Добродетельность не спасала его!
Ничто из того, к достижению чего мы стремимся в своей жизни, — ни богатство, ни власть, ни слава, ни молодость, ни добродетельность — не может гарантировать нам спасения.
СВОИ ВЫСОЧАЙШИЕ ТРЕБОВАНИЯ ИИСУС ВСЕГДА ВЫДВИГАЕТ ИЗ ЛЮБВИ
Марк, описывая этот случай, говорит:
«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: “Одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, последуй за Мной”» (Мк. 10:21).
Иисус потребовал так много из любви; для юноши действительно было лучше поступить именно так. Иисусу это было известно, и Он попросил его сделать это потому, что полюбил его. Иисус любит вас тоже, и потому Он просит и вас всё отдать Ему!
ДЕНЬГИ МОГУТ ПРЕГРАДИТЬ ЛЮДЯМ ПУТЬ В БОЖЬЕ ЦАРСТВО
Деньги могут стать препятствием на пути к спасению... и к небесам. “Нет, — можно услышать возражение, — не сами деньги, а любовь к ним!” Совершенно верно! Проблема в том, что в нашем обществе — в нашем ищущем выгоды и денег, боготворящем успех обществе — так трудно устоять перед любовью к деньгам, имеем мы их или нет. Сколько из нас повели бы себя точно так, как этот богатый молодой начальник, если бы Господь попросил нас сделать то же самое? И по той же причине: потому что мы любим свои деньги? Все мы знаем, что любовь к деньгам может быть своего рода идолопоклонством, а идолопоклонство отправит некоторых в ад! А вам это не грозит?
ГОСПОДНИ ТРЕБОВАНИЯ КО ВСЕМ ОДИНАКОВЫ
Вам кажется справедливым, что Господь потребовал у этого человека всё? Почему? Потому что Господь “полюбил его” — и, заглянув в сердце юноши, увидел, что тот любит деньги больше Бога и что именно деньги стоят между молодым человеком и спасением. Поэтому их Он и потребовал. Вопрос: Иисус потребовал слишком много? Ответ: нет! Потому что взамен Иисус дал бы ему гораздо больше!
Но — мы можем тут же сказать — Иисус не требует этого от всех! Как раз требует! Говоря это, я не имею в виду, что вы должны продать всё ваше имущество: машину, дом и т.д., снять деньги со счёта в банке. Иисус требует того же самого от вас в ином смысле: Он просит отдать Ему всё, что у вас есть!
Он говорит, что вы должны возлюбить Бога всем своим существом (Мф. 22:37). Прежде всего вы должны искать царства Божьего (Мф. 6:33). Вы должны возлюбить Господа сильнее, чем любите свой дом, свою страну, своих родителей, своего мужа или жену, своих детей, свои земли, свои деньги и даже саму свою жизнь (Лк. 14:26, 27, 33). Согласно Новому Завету, христианин — это тот, кто говорит: “И уже не я живу, но живёт во мне Христос” (Гал. 2:20); он тот, кто говорит: “А живём ли — для Господа живём, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живём ли или умираем, — всегда Господни” (Рим. 14:8); он тот, кто говорит: “Ибо для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение” (Фил. 1:21).
Если всё сказанное истинно (а так оно и есть!), разве Господь требует от вас меньше, чем требовал от богатого молодого начальника? От вас не требуется продавать всё, что вы имеете, но от вас требуется, чтобы вы использовали всё, что имеете, для дела Христа, чтобы вы посвятили всё, что имеете, включая себя самого, Господу! Именно этого Иисус требовал от богатого начальника, и именно этого Господь требует от нас с вами!
Звучит радикально? Да!
Но мы, как правило, не хотим, чтобы окружающие считали нас радикалами. Мы будем нести свои кресты, если они имеют мягкую обивку, если их удобно нести, если они новенькие, современные и высокого класса. Но давайте не будем радикалами! У нас удобная, консервативная, безобидная, пользующаяся хорошей репутацией, солидная религия... христианство кроткое и мягкое... вера, которая не потрясает мир, а как бы “плывёт по течению”. Но “радикальное”? Нет уж, спасибо!
Мы слышим, как люди через слово повторяют: “Слава Господу”, — и шепчем: “Благодарю, Боже, что я не такой, как они”. Мы видим тех, кто свидетельствует об Иисусе везде, даже в гастрономе, спрашивая людей: “Вы спасены?” — и внутренне съёживаемся и думаем: “Какими смешными они, должно быть, всем кажутся!” Мы наблюдаем, как люди идут по улице, стучась в двери и пытаясь “продать” другим свою религию, и думаем: “Как глупо! Как банально! Как вульгарно! Как бесполезно! Я бы скорее умер, чем стал это делать!” И мы не умираем, а живём себе, ничего такого не делая. Но есть ещё такие верующие, которые не ходят на определённые шоу... не носят определённую одежду... ни под каким предлогом не пропускают церковные собрания... не мстят, когда кто-то обижает их... и мы думаем: “Какая крайность! Я рад, что я не такой радикал, как они!”
Хочу спросить: что лучше представляет Христа и раннюю церковь — то радикальное христианство, которое я только что описал, или вялая, приемлемая для всего общества, удобная религия, которую практикует большинство из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, подумайте: а Иисус не был ли радикалом? Разве Его готовность пойти на крест была удобной, приемлемой для всего общества религией? Не был ли радикалом Павел? Разве однажды люди не обвинили его в безумии, потому что он с таким огромным энтузиазмом относился к своей миссии и своей вести (Деян. 26:24)? Не была ли радикальной ранняя церковь? Разве Библия не говорит, что они были “всесветными возмутителями” (Деян. 17:6)? Когда Иисус попросил богатого молодого правителя продать всё, разве это требование не было радикальным? И когда Иисус просит вас поставить Его прежде всего остального, это ли не радикальное требование? Больше добавить мне нечего.
НАМ РЕШАТЬ, ПРИНИМАТЬ ЛИ РАДИКАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИИСУСА
Юноша не принял требований Иисуса: “Он отошёл с печалью, потому что у него было большое имение” (Мф. 19:22). Какая потеря для Господа и Его церкви! Сколько хорошего мог бы сделать этот юноша, если бы отдал себя Иисусу всего без остатка! Но ещё больше потерял сам юноша: он упустил свой шанс получить благословение (Мф. 19:21, 29) и стать полезным для Господа. Что более важно, он упустил возможность обрести вечную жизнь. Да, у него была причина — и больше, чем он мог себе представить, — печалиться. Как отреагируете вы, если Иисус сегодня призовёт вас отдать Ему всё? Обратитесь ли вы к Господу, полностью посвятив себя Ему, или, как тот юноша, отойдёте? Вам решать!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каких целей я надеюсь достичь этим уроком? Их три:
Во-первых, я надеюсь заставить вас задуматься: задуматься над вашим представлением о христианстве. С чего, скажите на милость, вы взяли, что Христос почти ничего от вас не требует? С чего вы взяли, что христианство должно быть удобным, безобидным, беспроблемным? Задумайтесь над тем, что о требованиях религии Христа говорит Библия.
Во-вторых, я надеюсь возбудить в вас определённое чувство — а именно: чувство неловкости. Может быть, я не смогу заставить вас пойти в церковь, когда вы решили остаться дома по одной лишь той причине, что к вам пришли гости, но если вы начнёте испытывать неловкость в такой ситуации, это будет шаг в правильном направлении. Может быть, я не смогу заставить вас ходить на вечерние воскресные богослужения, но если вы начнёте чувствовать неловкость оттого, что сидите дома, это хорошо. Может быть, вам действительно нужно почувствовать неловкость: в конце концов, с чего вы взяли, что Господь принимает ваши невразумительные отговорки, почему вы не исполняете Его волю? Более того, с чего вы взяли, что вы можете не исполнять Его волю, вообще даже не потрудившись придумать какие-либо отговорки?
В-третьих, я надеюсь побудить вас к действию. Может быть, вам нужно изменить свои пути. Вы могли бы начать с малого — скажем, дать себе слово с сегодняшнего дня ходить на вечерние библейские занятия каждую среду. Или, может, вам вообще нужно повернуться на 180 градусов. Может, вам нужно покаяться перед Господом за свои апатичные, равнодушные, неверные пути и начать сначала, заново посвятив себя Христу.
Оцените своё христианство на сегодняшний момент. Не похоже ли оно на религию богатого молодого правителя? Или же это “радикальное” христианство?