Найти тему

Где рождается интеллект авиадвигателя

Какого бы поколения ни был авиадвигатель, он должен обладать автоматикой, которая обеспечивает все режимы его работы от запуска до взлета.

Однако, это не только запуск и дросселирование режимов, а также защита, диагностика и предоставление информации о состоянии двигателя онлайн. За создание и производство САУ - систем автоматического управления - современных российских авиационных двигателей отвечает уникальное пермское предприятие ОДК-СТАР.

САУ – это комплекс, в который обычно входят РЭД, или электронный регулятор, по микросхемам которого направляются команды управления, и насос-регулятор со сложнейшим устройством, ежесекундно посылающий топливо в двигатель. В насос-регулятор входят до нескольких тысяч деталей. Например, агрегат НР-90 для двигателей самолетов ТУ-204 и ТУ-214, состоит из 6489 деталей!

Сборка насоса-регулятора авиационного двигателя в цехе ОДК-СТАР © ОДК
Сборка насоса-регулятора авиационного двигателя в цехе ОДК-СТАР © ОДК

Для создания агрегата, который будет работать надежно и бесперебойно, требуется особая точность и подгонка деталей на 100%. Допуск в агрегатах, которые здесь производят составляет всего 3-5 микрометра. Для сравнения: толщина человеческого волоса 120 микрометра.

Поэтому специалисты ОДК-СТАР имеют высокий уровень мастерства и вручную собирают каждый агрегат – деталь за деталью. Для безопасности, для быстрых и красивых полетов.

Название предприятия СТАР – это Система Топливопитания Автоматического Регулирования, и происходит не от английского слова «звезда», как может показаться.

  • Предприятие специализируется на трех основных направлениях:· Механические системы топливопитания;
  • Электронные блоки - бортовой компьютер, который установлен прямо на двигателе;
  • Программное обеспечение системы управления.

Механические агрегаты, электронные агрегаты, программное обеспечение - все эти компоненты разрабатывают и серийно производят на ОДК-СТАР.

Наиболее сложным изделием предприятия является насос-регулятор. Совместно с электронным блоком управления он управляет запуском двигателя и его работой в полете на различных режимах. Электроника управляет агрегатами, которые передают информацию в электронные блоки. Управление происходит автоматически: дозирование топлива в камере сгорания, обеспечение безопасности работы двигателя и др.

ОДК-СТАР входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, и является единственным предприятием корпорации, специализирующемся на САУ

Новый отечественный двигатель ПД-14 для среднемагистрального лайнера МС-21-310 сертифицирован Росавиацией с САУ ОДК-СТАР. Предприятие получило сертификат разработчика, прошла защита конструкции и сертификация автоматики, а также защита производства агрегатов и его сертификация.

Насос-регулятор для двигателя ПС-90А-76 производства ОДК-СТАР © ОДК
Насос-регулятор для двигателя ПС-90А-76 производства ОДК-СТАР © ОДК

Вибрация, экстремальные температуры и повышенная влажность

Все агрегаты после изготовления и сборки отправляются на испытательные стенды, где проводят проверку работоспособности собранного агрегата в условиях, приближенных к эксплуатации.

Специалисты фиксируют данные необходимых характеристик и производят регулировку. Изделия проверяют на виброустойчивость, а также работоспособность при экстремальных температурах и повышенной влажности.

Электронный регулятор двигателя ПС-90А после испытаний в низкотемпературной камере, в которой он находился в течение нескольких часов при температуре -60 C © ОДК
Электронный регулятор двигателя ПС-90А после испытаний в низкотемпературной камере, в которой он находился в течение нескольких часов при температуре -60 C © ОДК

Новые материалы, конструкции и подходы

Конструкторы ОДК-СТАР работают над развитием технологических компетенций, которые можно применить для САУ и заложить в конструкцию двигателя-демонстратора технологий. Например, это высокотемпературные элементы, новые износостойкие покрытия, новые уплотнения, обеспечивающие герметичность, новые технологии разработки программного обеспечения, новые подходы к моделированию всех процессов, подходы к цифровым двойникам и 3D-печать деталей.

Например, разрабатывается высокоинтеллектуальная система управления. А такая высокоинтеллектуальная САУ, в свою очередь, требует освоения 14-16 критических технологий на ОДК-СТАР. Важно отметить, что в изделиях предприятия не используются импортные компоненты, все они отечественной разработки и производства.

@Объединённая двигателестроительная корпорация
@Объединённая двигателестроительная корпорация

Дублер московского карбюраторного завода №33

История завода №33-бис в Перми по производству авиационных карбюраторов началась в 1939 году, и первым изделием предприятия стал карбюратор двигателя АШ-62ИР, который до сих пор эксплуатируется на самолетах Ан-2.

Легендарное производство основано еще сто лет назад в Москве. Там в 1922 году появился карбюраторный завод № 33, в конце 1930-х завод-дублер начали строить в Перми, а в октябре 1941-го на Урал перевели все производство.

С 50-х годов прошлого века на заводе началось освоение производства топливорегулирующей аппаратуры для реактивных двигателей, а также для наземных двигателей - для транспортировки газа и электрогенерации.

© Объединенная двигателестроительная корпорация
© Объединенная двигателестроительная корпорация

С 70-годов освоен выпуск электронных агрегатов. Агрегаты предприятия поднимали и продолжают поднимать в небо самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-96, Ту-204, Ан-140, Ил-114, а также вертолеты Ми-8, Ми-17.

Первый карбюратор был выпущен в Перми в 1940-м году. В 1941-м производство выросло в сотни раз – до 150 тысяч. А потом стали выпускать по тысяче штук в сутки.

  • Что такое карбюратор? Это прибор для смешивания воздуха и топлива. Идеальная пропорция – 15 весовых частей воздуха на одну часть бензина. Благодаря карбюраторам эти пропорции соблюдаются четко. Однако, для использования карбюраторов в авиации агрегат должен быть намного сложнее. Самолет за короткое время поднимается на большую высоту, где меняется и температура, и давление – все это конструкторы должны предусмотреть.
Насосы-регуляторы ОДК-СТАР © ОДК
Насосы-регуляторы ОДК-СТАР © ОДК

Страницы истории

  • 1922 – основание московского завода № 33 по производству авиакарбюраторов
  • 1937-1939 – строительство завода-дублера в Перми
  • 1940 – начало серийного выпуска карбюраторов для Ан-2
  • 1941 – эвакуация московского завода в Пермь
  • 1942-1945 – выпуск по 1000 карбюраторов в сутки
  • 1945 – завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за вклад в Победу
  • 1948 – производство автоматов регулировки топлива для реактивных двигателей
  • 1956 – производство агрегатов для ракетной техники
  • 1976 – открыт музей трудовой славы предприятия
  • 1977 – введено новое электронного производство
  • 1978 – освоен серийный выпуск САУ-3048 для двигателей самолета МиГ-31
  • 1979 – на базе Пермского карбюраторного завода и Губахинского машиностроительного завода создано Пермское агрегатное производственное объединение
  • 1989 – начало серийного производства САУ-90 для двигателей ПС-90А
  • 1989 – зарегистрирован товарный знак «Инкар» («инструменты и карбюраторы»)
  • 1992 – приватизация предприятия
  • 2009 – начало работ над созданием САУ двигателем ПД-14
  • 2010 – серийный выпуск агрегатов для вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500
  • 2011 – объединение ОАО «Инкар» и ОАО «СТАР» в одно предприятие – АО «СТАР»
  • 2013-2014 – разработан насос-регулятор для двигателя ВК-2500
  • 2019 – начало серийного выпуска агрегатов для двигателей ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета Ил-114-300
  • 2021 – собран первый комплект САУ двигателя ПД-8, который будет использоваться на импортозамещенном пассажирском самолете SSJ-NEW и на самолете-амфибии Бе-200.