Какого бы поколения ни был авиадвигатель, он должен обладать автоматикой, которая обеспечивает все режимы его работы от запуска до взлета.
Однако, это не только запуск и дросселирование режимов, а также защита, диагностика и предоставление информации о состоянии двигателя онлайн. За создание и производство САУ - систем автоматического управления - современных российских авиационных двигателей отвечает уникальное пермское предприятие ОДК-СТАР.
САУ – это комплекс, в который обычно входят РЭД, или электронный регулятор, по микросхемам которого направляются команды управления, и насос-регулятор со сложнейшим устройством, ежесекундно посылающий топливо в двигатель. В насос-регулятор входят до нескольких тысяч деталей. Например, агрегат НР-90 для двигателей самолетов ТУ-204 и ТУ-214, состоит из 6489 деталей!
Для создания агрегата, который будет работать надежно и бесперебойно, требуется особая точность и подгонка деталей на 100%. Допуск в агрегатах, которые здесь производят составляет всего 3-5 микрометра. Для сравнения: толщина человеческого волоса 120 микрометра.
Поэтому специалисты ОДК-СТАР имеют высокий уровень мастерства и вручную собирают каждый агрегат – деталь за деталью. Для безопасности, для быстрых и красивых полетов.
Название предприятия СТАР – это Система Топливопитания Автоматического Регулирования, и происходит не от английского слова «звезда», как может показаться.
- Предприятие специализируется на трех основных направлениях:· Механические системы топливопитания;
- Электронные блоки - бортовой компьютер, который установлен прямо на двигателе;
- Программное обеспечение системы управления.
Механические агрегаты, электронные агрегаты, программное обеспечение - все эти компоненты разрабатывают и серийно производят на ОДК-СТАР.
Наиболее сложным изделием предприятия является насос-регулятор. Совместно с электронным блоком управления он управляет запуском двигателя и его работой в полете на различных режимах. Электроника управляет агрегатами, которые передают информацию в электронные блоки. Управление происходит автоматически: дозирование топлива в камере сгорания, обеспечение безопасности работы двигателя и др.
ОДК-СТАР входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, и является единственным предприятием корпорации, специализирующемся на САУ
Новый отечественный двигатель ПД-14 для среднемагистрального лайнера МС-21-310 сертифицирован Росавиацией с САУ ОДК-СТАР. Предприятие получило сертификат разработчика, прошла защита конструкции и сертификация автоматики, а также защита производства агрегатов и его сертификация.
Вибрация, экстремальные температуры и повышенная влажность
Все агрегаты после изготовления и сборки отправляются на испытательные стенды, где проводят проверку работоспособности собранного агрегата в условиях, приближенных к эксплуатации.
Специалисты фиксируют данные необходимых характеристик и производят регулировку. Изделия проверяют на виброустойчивость, а также работоспособность при экстремальных температурах и повышенной влажности.
Новые материалы, конструкции и подходы
Конструкторы ОДК-СТАР работают над развитием технологических компетенций, которые можно применить для САУ и заложить в конструкцию двигателя-демонстратора технологий. Например, это высокотемпературные элементы, новые износостойкие покрытия, новые уплотнения, обеспечивающие герметичность, новые технологии разработки программного обеспечения, новые подходы к моделированию всех процессов, подходы к цифровым двойникам и 3D-печать деталей.
Например, разрабатывается высокоинтеллектуальная система управления. А такая высокоинтеллектуальная САУ, в свою очередь, требует освоения 14-16 критических технологий на ОДК-СТАР. Важно отметить, что в изделиях предприятия не используются импортные компоненты, все они отечественной разработки и производства.
Дублер московского карбюраторного завода №33
История завода №33-бис в Перми по производству авиационных карбюраторов началась в 1939 году, и первым изделием предприятия стал карбюратор двигателя АШ-62ИР, который до сих пор эксплуатируется на самолетах Ан-2.
Легендарное производство основано еще сто лет назад в Москве. Там в 1922 году появился карбюраторный завод № 33, в конце 1930-х завод-дублер начали строить в Перми, а в октябре 1941-го на Урал перевели все производство.
С 50-х годов прошлого века на заводе началось освоение производства топливорегулирующей аппаратуры для реактивных двигателей, а также для наземных двигателей - для транспортировки газа и электрогенерации.
С 70-годов освоен выпуск электронных агрегатов. Агрегаты предприятия поднимали и продолжают поднимать в небо самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-96, Ту-204, Ан-140, Ил-114, а также вертолеты Ми-8, Ми-17.
Первый карбюратор был выпущен в Перми в 1940-м году. В 1941-м производство выросло в сотни раз – до 150 тысяч. А потом стали выпускать по тысяче штук в сутки.
- Что такое карбюратор? Это прибор для смешивания воздуха и топлива. Идеальная пропорция – 15 весовых частей воздуха на одну часть бензина. Благодаря карбюраторам эти пропорции соблюдаются четко. Однако, для использования карбюраторов в авиации агрегат должен быть намного сложнее. Самолет за короткое время поднимается на большую высоту, где меняется и температура, и давление – все это конструкторы должны предусмотреть.
Страницы истории
- 1922 – основание московского завода № 33 по производству авиакарбюраторов
- 1937-1939 – строительство завода-дублера в Перми
- 1940 – начало серийного выпуска карбюраторов для Ан-2
- 1941 – эвакуация московского завода в Пермь
- 1942-1945 – выпуск по 1000 карбюраторов в сутки
- 1945 – завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за вклад в Победу
- 1948 – производство автоматов регулировки топлива для реактивных двигателей
- 1956 – производство агрегатов для ракетной техники
- 1976 – открыт музей трудовой славы предприятия
- 1977 – введено новое электронного производство
- 1978 – освоен серийный выпуск САУ-3048 для двигателей самолета МиГ-31
- 1979 – на базе Пермского карбюраторного завода и Губахинского машиностроительного завода создано Пермское агрегатное производственное объединение
- 1989 – начало серийного производства САУ-90 для двигателей ПС-90А
- 1989 – зарегистрирован товарный знак «Инкар» («инструменты и карбюраторы»)
- 1992 – приватизация предприятия
- 2009 – начало работ над созданием САУ двигателем ПД-14
- 2010 – серийный выпуск агрегатов для вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500
- 2011 – объединение ОАО «Инкар» и ОАО «СТАР» в одно предприятие – АО «СТАР»
- 2013-2014 – разработан насос-регулятор для двигателя ВК-2500
- 2019 – начало серийного выпуска агрегатов для двигателей ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета Ил-114-300
- 2021 – собран первый комплект САУ двигателя ПД-8, который будет использоваться на импортозамещенном пассажирском самолете SSJ-NEW и на самолете-амфибии Бе-200.