Найти в Дзене
Пограничный контроль

Древние чудовища в современном Лондоне. Сериал «Страйк»

Очень готично, мрачно, часто безысходно и тоскливо, но неизменно твердо, мужественно и необыкновенно умно – именно такими, как известно, получаются истории про борьбу добра со злом у Джоан Роулинг, автора культовой и уже действительно бессмертной саги о Гарри Поттере. Британский детективный сериал «Страйк», основанный на относительно новой серии ее романов, не стал исключением и следует все той же, старой доброй стилистике, где отвратительное серое зло сражается с подавленным, несчастным, но упорно продолжающем стоять на своем добром.

На первый взгляд, «Страйк» выглядит просто очередным современным детективом в стиле «нуар», и по всем параметрам он действительно соответствует этому жанру, за исключением одного, но очень важного обстоятельства. Британия – это все-таки не Скандинавия (хотя многие потомки викингов тут готовы будут поспорить), и детективная традиция тут и более древняя, и более, если можно так выразиться, аристократичная.

Классические констебли-полицейские тут хоть и пользуются почетом и уважением, но далеко не так, как частные сыщики. А частные сыщики, хоть и похожи на своих скандинавских коллег полнейшей неустроенностью своей личной жизни, бытовым нонкомформизмом и слабостью к различным стимулирующим мозговую деятельность напиткам, в Британии все-таки куда более сдержанные, ироничные и интеллигентные. Почему? Потому что традиция, да, и если хотите – школа.

Для меня «Страйк» в целом – очень личная история, потому что это современный Лондон и современная Британия в целом, одно из моих любимейших мест на этой земле. Хотя, если приглядеться внимательнее, Лондона и Британии в нем, на самом деле, куда меньше, чем в том же «Шерлоке», а большая часть съемок сделаны явно в павильоне. Просто харизма и актерская игра исполнителей двух главных ролей – Тома Берка и Холлидей Грейнджер (да, именно так) – находится на таком уровне, что вы этих павильонов даже не замечаете. Из исполнителей вторых ролей можно отметить звезду «Острых козырьков» Наташу О’Кифф и ирландского актера Киллиана Скотта, которые играют, соответственно, бывшую невесту Страйка и полицейского из Скотланд Ярда, взаимно помогающего сыщикам информацией по делу.

На то, что «Страйк» - не просто детективный сериал, внимательному зрителю сразу говорят имена главных героев. Самого Страйка мать при рождении назвала именем великана из древней корнуэльской легенды – Корморан, ну, а его верную помощницу зовут Робин, и она действительно хороша, хоть и ходит, по большой части, без капюшона. Вместо одной ноги, потерянной где-то в Ираке или Афганистане, у Корморана протез, который нередко выступает в сериале в качестве отдельного самостоятельного персонажа. К тому же, как и Гарри Поттер, Корморан – сирота, потерявший мать, а его отец, хоть и жив, с самого детства Страйка отрицал свою причастность к его рождению.

Для тех, кто еще не совсем понял, что под личиной детективной истории в современном Лондоне скрывается самая настоящая новая сказочная сага великой Джоан, она любезно прописывает самые кошмарные преступления, которые вообще когда-либо каким-либо детективам в истории приходилось раскрывать. Эти преступления настолько омерзительны и ужасны, что невольно сомневаешься, что их совершили люди, а не какие-нибудь древние чудовища из корнуэльских, валлийских, ирландских или шотландских легенд.

Но тут свет на сцене меняется, ракурс истории переворачивается, и вместо чудовищ вы действительно видите обычных людей – невозможно жалких, безумных, гипертрофированно жадных, завистливых и глупых, но все же абсолютно реальных. В этом-то, как мы понимаем, весь и ужас этих сюжетов – в том, что на подобные преступления оказываются способны не персонажи фэнтези, а самые обычные клерки, чиновники, писатели, богатенькие бездельники и ласковые соседские дамочки, всегда готовые налить вам чаю.

Но Роулинг не была бы Роулинг, если бы на всю эту нечисть у нее не была наготове добрая сила. Да, пусть немного не выспавшаяся и с немытой со вторника головой, пусть отчаянно болит над протезом раненая нога, пусть никогда нет денег на аренду офиса и помощников для «наружки». Это все, хотя и важно, говорит нам Роулинг, но все-таки не важно. Куда важнее, на самом деле, это неугасающее внутри желание сражаться со злом во что бы то ни стало, это неутолимое и бездонное сочувствие жертвам, это стремление всех и всегда спасать и защищать. Вот – добро, говорит нам Джоан, и не вздумайте когда-нибудь принять его за что-то другое.