Надеюсь, что многие смотрели это фильм с Зиновием Гердтом в главной роли. Хотя картина была в ограниченном прокате, а по телевидению её вообще впервые показали лишь в конце 80-х годов.
Сейчас уже трудно сказать, что конкретно в 1967 году не понравилось цензорам. Уже в период «гласности и перестройки» один из авторитетных чиновников рассказывал, что в то время конкретно к фильму претензий почти не было. А вот к 42-летнему режиссёру были вопросы, на которые тот отвечал не так, как бы хотелось руководству кино. Что под этим подразумевалось, он не объяснил. Но пострадал в итоге именно фильм.
Лично я считаю, что конец 60-х годов ознаменовал собой конец хрущевской оттепели и вхождение страны, и советской культуры в том числе, в другой период нашей истории. Как однажды о нём выразился один из наших поэтов-шестидесятников, мол, гайки до конца закручивать не стали, но подтянули их так, что дышать стало трудно.
Поэтому в те годы фильм Тодоровского, что называется, попал под раздачу. Его не обвинили в антисоветчине, которой там не было, но поставили в укор, что и нужная идейная составляющая в этой картине тоже отсутствовала.
Я не буду рассказывать сюжет. Кто фильм смотрел, тот его знает, а кто не видел и захочет посмотреть, тому будет интереснее это сделать, не зная, о чём история.
Для меня фильм в первую очередь ценен тем, что его съёмки проходили непосредственно на улицах Москвы в период эпохальной брежневской перестройки центра столицы. Поэтому на кадрах есть та старая Москва, которую будущие поколения уже не захватили.
Большинство натурных съёмок проходили в районе Арбата. Именно в те месяцы, когда частично пропадал район старого Арбата и зарождался новый. Я видел много фильмов тех лет и могу с уверенностью сказать, что картина «Фокусник» уникальна именно такими московскими видами.
Лишь с годами я понял мысль Тодоровского, что обновление Москвы в фильме как бы перекликается и подчеркивает историю главного героя. Который тоже должен был перестроиться и шагать в ногу со временем. Но он не может и не хочет это делать. И не потому, что он отсталый человек, а потому, что ему не всё нравится в этой новой, наступающей жизни. Возможно, именно это и не понравилось членам худсовета, которые в итоге не дали картине большой экран.
Но я хочу вернуться к теме «старой-новой» Москвы. Просто посмотрите эти кадры из фильма. Думаю, пожилым москвичам это будет особенно интересно.
Фильм очень добрый, лиричный, с отличными актёрами и прекрасной режиссерской работой. Возможно, непонятный сегодняшнему поколению, но очень трогательный для поколения советских зрителей. Посмотрите, не пожалеете.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
_______________________
В статье использованы кадры из фильма "Фокусник"(1967 год).