В своей статье, опубликованной на этой неделе, которая была посвящена разработкам архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера, она доступна по ссылке, я упомянул имя немецкого инженера Энгельберта Зашка. Ведь некоторые из его идей использовал Фуллер в своей работе над проектом автомобиля. Именно поэтому стоит рассказать о человеке придумавшем массу интересных инженерных решений в 20-50 годы прошлого века.
Энгельберт Зашка родился в семье музыкантов в городе Фрайбург-им-Брайсгау. Отец был преподавателем музыки а мама певицей. Уж не знаю как так получилось, что он пошел не по стопам своих предков, а стал одним из выдающихся инженеров современности. Хотя справедливости ради нужно сказать и о том, что и как композитор он тоже состоялся. Да, он писал популярную музыку, ее бы сегодня назвали попсой, но, тем не менее.
В 14 Энгельберт организует #авиационный клуб , впрочем в этом не было ничего удивительного, автомобили, мотоциклы и самолеты занимали тогда умы всех без исключения мальчишек. Получив высшее инженерное образование в Альтенберге он переезжает в Берлин и становится, замечу в возрасте 26 лет, главным инженеров в компании производящей мотоциклы Orionette.
Именно там ему приходит в голову оснастить моторы двухколесных машин десмодромным механизмом. Это изобретение, часто именуемое "системой Зашка", получило свое название от двух греческих слов desmos (управление, связь, контроль) и dromos (действие, движение), что можно перевести буквально как - «управляемое движение». Десмодромный механизм позволяет предотвратить неполное закрытие клапана до достижения поршнем верхней мертвой точки. Такая проблема обычно возникает следствии высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя, инерции клапана и резонанса пружины, что может привести к разрушению клапанов и мотора.
Штука интересная, но не лишена недостатком. В частности очень высокая стоимость изготовления, и не менее высокая стоимость обслуживания, шум и быстрый износ деталей требующих высокоточного изготовления. Сегодня ее применяет, насколько я помню только компания #Ducati . Да и то лишь на гоночных моделях. Может именно поэтому цена на берлинские #мотоциклы была чрезвычайной большой и компания разорилась в 1925 году.
Однако Энгельберт не унывает. В 1926 году он получает патент Rotationsflugzeug, что можно перевести как «вращающийся самолет». Эта конструкция весом в 360 килограммов была оснащена двумя винами. В нашем понимании это современный #вертолет . Правда сама идея предложенная Зашка больше напоминала автожир. Ведь его машина была оснащен двумя несущими винтами расположенными в разных плоскостях. А для улучшения устойчивости в полете он использовал гироскоп в верхнем винте. Он служил для устойчивости. В то время как задний поворотный винт фактически управлял движением.
Самым важным инженер считал то, что его модель могла оставаться "зависать" в воздухе довольно долго. Уже в 1927 он подает заявку на патент в США, Великобритании, Франции, Швейцарии и Дании. И в том же 27-м его машина смогла в реальности оторваться от земли. Это при том, что мощность мотора едва дотягивала до 40 лошадиных сил.
Да, с одной стороны высота полета была не велика, всего 7 метров, но тем не менее до 1936 года, когда Генриху Фокке и Герду Ахгелису удалось поднять первый полностью управляемый вертолет Focke-Wulf Fw 61 в воздух, именно Зашка был первенцем вертолетостроения.
В том же 1927 Энгельберт Зашка подает еще одну заявку на патент. На этот раз он не стремится в небо. А создал трёхколёсное транспортное средство Zaschka. Или говоря проще складной #автомобиль .
В Берлине в то время, впрочем как и сейчас, было довольно сложно с паковочными местами. И вот наш инженер решает сделать нечто универсальное. А именно машину которую могут собрать и разобрать всего два человека в течении пяти минут. При этом легкий #трицикл , именно эту идею позаимствует позднее Фуллер, мог развить довольно высокую скорость, до 50 км/ч.
Отправившись утром на работу, вы разбирали машину. Вечером вы ее собирали и отправлялись обратно, а потом заносили конструкцию к себе домой. Удобно.
Увы, идея поддержки в то время не нашла, и кроме патента и опытного образца у Энгельберта ничего не осталось.
В 1934 году Зашка представляет новый проект Zaschka-HPA. В июле 1934 он показал публике свое изобретение Zaschka Human-Power Aircraft. Эта конструкция собранная из стальных тонких труб представляла собой моноплан размах крыльев которого достигал 20 метров.
Легкая конструкция могла взлететь приводимая в движение одним человеком. И вы знаете эта этажерка действительно полетела, причем набрала высоту в 20 метров.
Кто-то скажет, что все эти идеи никому не нужны, но на самом деле без таких самоотверженных мечтателей технический прогресс был бы невозможен. Ведь идея того же вертолета, кстати названного "Защита", имела под собой вполне реальную задачу, нет, не подумайте, вовсе не нападение. Зашка решил создать безопасное средство передвижения по оздуху, ведь по статистике большинство аварий самолетов, а точнее аэропланов, привходило именно при взлетах и посадках. А схема предложенная им позволила бы летательному аппарату плавно опуститься на любую поверхность, даже на крышу дома.