Найти тему
Живопись

Художник Симон де Влигер: от эстетичного к эмоциональному

Для европейской живописи голландские марины стали настоящим прорывом. Колоссальным, принципиальным, определившим дальнейший ход эволюции. И совершенно недооценённым!

Увы, подобные вещи в истории искусства и науки встречаются сплошь и рядом. Хитрец Ньютон стащил идеи и расчёты мрачноватого затворника Гука, чтобы прославиться в веках как автор закона всемирного тяготения. И при всяком удобном случае вешал лапшу на уши обывателям, объясняя внезапность успеха падением яблока на свою хитроумную голову.

Симон Якобс де Влигер, «Марина»
Симон Якобс де Влигер, «Марина»

Клод Моне считается основоположником европейского импрессионизма. Абсолютно заслуженно, кто спорит? Но как же редко сегодня вспоминают о том, что основные «механики» импрессии были открыты не им. Что эффект мгновенного впечатления был аккуратно заимствован с полотен великого сумасброда Уильяма Тёрнера, катастрофически недооценённого современниками.

Симон Якобс де Влигер, «Буря стихает»
Симон Якобс де Влигер, «Буря стихает»

По нашему скромному мнению, имя Симона де Влигера имеет полное право стоять в одном ряду с именами иных несправедливо обойдённых лаврами гениев. Начав творческий путь в русле техник Яна Порселлиса и Виллема ван де Вельде, наш герой сумел преодолеть «гравитацию» их идей. Вырваться за пределы монохрома, выйти на просторы слитной красочной гаммы. Именно де Влигер сделал первый решительный шаг прочь от «расслоения» ландшафтов на отдельные планы, подарив своему зрителю первую в своём роде целостную, объёмную и достоверную световоздушную среду. Поразительно, но факт: об этой неоценимый заслуге голландского мастера не написано ни одного значимого научного труда!

Симон Якобс де Влигер, «Пейзаж»
Симон Якобс де Влигер, «Пейзаж»

Понимаем: в XXI веке масштабный и полностью достоверный пейзаж, написанный с преобладанием близких по тону красок; при этом способный отобразить солнечную погоду в одной части композиции и проливной дождь — в другой, не выглядит чем-то удивительным. Но вот Вам наглядный пример, дорогой мой читатель: представьте, что в наше с Вами время некто сумел открыть технологию, позволяющую смотреть 3d-кино без специальных очков. Да и вообще: избежать проблемы «расслоения» трёхмерной картинки, мешающей поверить в её реальность. Такое изобретение дало бы старт созданию полноценных «бесшовных» виртуальных миров, неотличимых от настоящего. Изобретателя носили бы на руках в прямом и переносном смысле.

Симон Якобс де Влигер, «Волнующееся море с парусными судами», 2-я половина 1640-х
Симон Якобс де Влигер, «Волнующееся море с парусными судами», 2-я половина 1640-х

Представили? А теперь поставьте рядышком полотна Яна Порселлиса и де Влигера. Вот как на той иллюстрации, что приведена ниже. И оцените схожесть трансформации живописной техники с революцией телевизионного изображения описанной выше.

Симон Якобс де Влигер, «Марина», 1640, дерево, масло, 37х 54 см, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва
Симон Якобс де Влигер, «Марина», 1640, дерево, масло, 37х 54 см, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва
Ян Порселлис, «Устье реки с кораблями в штормовую погоду», 1675, дерево, масло
Ян Порселлис, «Устье реки с кораблями в штормовую погоду», 1675, дерево, масло

От гармоничного — к реалистичному. От множества деталей — к множеству явлений. От классического пейзажа, дарящего эстетическое наслаждение — к пейзажу, формирующему настроение аудитории. Водная стихия, воплощённая кистью нашего героя, «умела» быть не просто волнующейся либо умиротворённой, но и проходить весь поэтапный путь от штиля к шторму и обратно по мере приближения к горизонту.

Симон Якобс де Влигер, «Марина»
Симон Якобс де Влигер, «Марина»

Кстати говоря: именно де Влигер стал одним из первых голландцев, сумевших на качественно новом уровне воспользоваться преимуществами линейной перспективы. «Играя» с относительными размерами объектов, становящимися короче вдоль (и, соответственно, длиннее поперёк) линии видимости, он виртуозно «разбавлял» преобладающие геометрические формы небес и волн очертаниями береговых линий, архитектурных элементов и — конечно же — кораблей. Чем добивался ещё большего эмоционального и символического диапазона своих работ.

Симон Якобс де Влигер, «Марина»
Симон Якобс де Влигер, «Марина»

Чем более зрелым становился его авторский стиль, тем более удачным и выгодным для атмосферы живописных произведений выходило это соседство. Рукотворное становилось локальным и «оттеняющим», природное — глобальным и определяющим.

Хвалить мастерство героя нашей статьи мы можем ещё долго и упорно, но главное уже произнесено. Де Влигер — не просто звезда голландской живописи рубежа эпох. Он — звезда изобразительного искусства мирового масштаба, чьё творчество заслуживает глубочайшего внимания, изучения и переосмысления.

Симон Якобс де Влигер, «Гроза у побережья»
Симон Якобс де Влигер, «Гроза у побережья»

Приятного Вам просмотра, дорогой читатель! Пусть чудесные полотна Симона де Влигера поделятся с Вами торжественностью и умиротворением, присущими голландским маринам первой половины XVII века. Чья красота вполне сравнима с их культурно-исторической значимостью, о которой так мало говорят в наши дни.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!