Найти тему

БЕЛАЗы-скреперы. Какими они были и много ли их выпускали в СССР?

Недавно я рассказывал о первом советском самоходном скрепере Д-189 на базе карьерного самосвала МАЗ-525 (о нем можно прочитать ЗДЕСЬ), а также о первых серийный скреперах на базе одноосного тягача МАЗ-529 (читайте ЗДЕСЬ). Продолжаю рассказывать о других не менее интересных скреперах эпохи СССР.

В конце 50-х – начале 60-х годов ВНИИстройдормаш разработал типаж самоходных скреперов, в котором присутствовала высокопроизводительная техника с ковшом емкостью 15-18 м3 и одноосным тягачом мощностью 360-400 л.с.

В 1961 году был создан самый мощный на тот момент самоходный скрепер Д-392 (позднее он обозначался ДЗ-13). Тягачом ему служил одноосный БелАЗ-531 с 12-цилиндровым двигателем ЯМЗ-240 мощностью 360 л.с., разработанный и выпущенный на Белорусском автомобильном заводе. Скреперную установку изготовили на Заводе им. Колющенко. Скрепер с геометрической емкостью ковша 15 м3 был максимально унифицирован с прицепным скрепером Д-511 той же емкости. Его транспортная скорость достигала 55 км/ч. Удобство управления скрепером обеспечивала гидромеханическая передача, а комфортную езду – пневмогидравлическая подвеска переднего ведущего моста.

Опытный скрепер Д-392 (ДЗ-13) с опытным тягачом БелАЗ-531
Опытный скрепер Д-392 (ДЗ-13) с опытным тягачом БелАЗ-531

Скрепер Д-392 прошел государственные приемочные испытания, по результатам которых в 1965 году был принят к серийному производству. Первую промышленную партию этих скреперов Завод им. Колющенко выпустил в 1968 году и продолжал изготавливать до начала 80-х годов, пока их производство не передали на вновь строящийся Балаковский завод самоходных землеройных машин.

За период своего производства Д-392 (ДЗ-13) неоднократно модернизировался: с 1981 года на балаковском заводе выпускался ДЗ-13А. В 1987 году был изготовлен первый скрепер ДЗ-13Б на базе модернизированного тягача БелАЗ-7422. Дальнейшая модернизация скрепера (ДЗ-13БМ), осуществленная в 1989 году, стала последней. В политической и экономической жизни страны назревали большие перемены. В 1988 году приказом Минстройдормаша было остановлено строительство завода в Балаково (начатое в 1975 году). Из 109 млн. 860 тыс. рублей, предусмотренных проектным заданием, на тот момент была освоена лишь половина.

Производство скреперов Д-392 (ДЗ-13) не носило столь масштабного характера, как самой массовой модели Д-357 (ДЗ-11) на базе МАЗ-529 и более поздней версии на базе МоАЗ-546П. Их ежегодный выпуск не превышал нескольких десятков штук.

В 1976 году по проекту ВНИИстройдормаш и Завода им. Колющенко был изготовлен опытный образец двухмоторного скрепера ДЗ-115 с ковшом вместимостью 15 м3. Скрепер предназначался для разработки и транспортировки грунтов I-IV категорий на расстояние до 3 км при выполнении больших объемов земляных работ. В качестве тягача скрепера использовался серийный БелАЗ-531, применявшийся для скреперов Д-392 (ДЗ-13) с двигателем 360 л.с., второй такой же двигатель был смонтирован в задней части скреперного полуприцепа. Машина оснащалась гидромеханической трансмиссией для привода обоих ведущих мостов. На легких и средних грунтах скрепер мог работать без толкача. Как показали сравнительные испытания, эксплуатационная производительность двухмоторного скрепера ДЗ-115 по сравнению с одномоторным ДЗ-13 в тяжелых условиях повысилась до 50%.

Двухмоторный скрепер ДЗ-115 с тягачом БелАЗ-531
Двухмоторный скрепер ДЗ-115 с тягачом БелАЗ-531

Скрепер ДЗ-115 был принят к производству и выпускался мелкосерийно на Балаковском заводе самоходных землеройных машин с 1980 года. Ежегодный выпуск ДЗ-115 составлял порядка 20-25 штук. В 1986 году скрепер был модернизирован и выпускался под индексом ДЗ-115А.

Одной из последних моделей самоходных скреперов, разработанных перед распадом Советского Союза, стал 15-кубовый ДЗ-155 с элеваторной загрузкой, базирующийся на тягаче БелАЗ-531. Эта машина была выпущена на балаковском заводе в 1986 году. Она предназначалась для ирригационного строительства и применялась для снятия плодородного слоя земли.

Скрепер ДЗ-155 с элеваторной загрузкой, базирующийся на тягаче БелАЗ-531
Скрепер ДЗ-155 с элеваторной загрузкой, базирующийся на тягаче БелАЗ-531

В 1989 году в Балаково разработали еще одну модель самоходного скрепера – ЗТМ-129 со шнековой загрузкой. Эта машина имела 15-кубовый ковш и предназначалась для эксплуатации в составе тягача БелАЗ-7422. Существовал ли этот скрепер в металле, автору статьи неизвестно.

А вам, уважаемые читатели, встречались скреперы на базе БелАЗов? Может быть вы работали на них?

  • Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.

#ссср #техника #машина #авто #грузовик #строительнаятехника #строительство #скрепер #белаз

Авто
5,66 млн интересуются