В ходе войны задачи по огневой поддержке пехотных частей Красной Армии в основном возлагались на 76,2-мм полковые и дивизионные орудия. После стабилизации линии фронта и начала наступательных действий стало ясно, что из-за нехватки тягачей артиллерия, буксируемая конными повозками, часто не успевает вовремя сменить огневую позицию, и ее очень трудно выкатывать орудия силами расчета вслед за наступающей пехотой по пересеченной местности.
Кроме того, расчеты орудий, ведущих огонь прямой наводкой по огневым точкам противника, несли большие потери от пуль и осколков. Стало очевидно, что советским войскам нужны самоходные артиллерийские установки, способные взять на себя часть функций дивизионной артиллерии.
С самого начала предусматривалось, что такие самоходки не должны непосредственно участвовать в атаке. Двигаясь на расстоянии 500-600 метров от наступающих войск, они могли подавлять огневые точки огнем своих орудий, разрушать укрепления и уничтожать пехоту противника. То есть требовался типичный «арт-штурм», если пользоваться терминологией противника.
Это предъявляло иные требования к САУ по сравнению с танками. Защита САУ могла быть меньше, но предпочтительнее было увеличить калибр орудия и, как следствие, мощность снарядов. Хотя самоходку, вооруженную 76,2-мм дивизионной пушкой, можно было создать гораздо раньше, работы по проектированию такой САУ на заводе № 38 в г. Кирове начались только через год после начала войны, а сборка первых машин была завершена поздней осенью 1942 года.
Самоходная артиллерийская установка СУ-76 создана на базе легкого танка Т-70 с использованием ряда автомобильных агрегатов и вооружена 76-мм пушкой ЗИС-ЗШ (Ш - штурмовая), специально разработанным вариантом дивизионная пушка для САУ.
Углы вертикального наведения составляли от -3 до +25°, в горизонтальной плоскости — 15°. Угол вертикальной наводки позволял достигать дальности стрельбы дивизионных орудий ЗИС-3, то есть 13 км, а при ведении боевых действий в городе вести огонь по верхним этажам зданий.
При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗИС-12, при стрельбе с закрытых огневых позиций – панорамный прицел. Боевая скорострельность не превышала 60 выстр/мин. Боекомплект — 200 снарядов.В связи с необходимостью разместить в боевой машине достаточно крупную пушку пришлось удлинить корпус танка Т-70, а вслед за ним удлинить и ходовую часть. СУ-76 имела индивидуальную торсионную подвеску каждого из 6 опорных катков малого диаметра с каждого борта.
Ведущие располагались впереди, а не ведущие были идентичны основным каткам. Двигательная установка, трансмиссия и топливный бак располагались в передней части бронемашины. В движение СУ-76 приводила силовая установка из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с. Емкость топливных баков составляла 320 литров, запас хода машины по шоссе достигал 250 км. Максимальная скорость по шоссе составляла 41 км/ч. В поле - до 25 км/ч. Масса в боевом положении 11,2 тонны. Лобовая броня толщиной 26-35 мм, бортовая и кормовая толщиной 10-15 мм обеспечивали защиту экипажа (4 человека) от стрелкового оружия и осколков.
На первой серийной версии также была бронированная 6-мм крыша. Изначально самоходка должна была иметь открытую сверху рубку, но лично Сталин приказал оснастить самоходку крышей.
Больше интересных статей и новостей в приложении Оружейник онлайн, присоединяйтесь к приложению https://orujeinik.ru/, впереди много интересного.