Найти тему

Чем отличается дополнительное образование в России и США

Про разницу в системе школьного образования в России и США написали тут. Пришло время разобраться с кружками и секциями.

В большинстве американских школ, в том числе государственных, огромных выбор профильных курсов, поэтому родителям, оставляющим детей на продленку, не нужно думать об их дополнительном образовании. Ребенок целый день находится в школе и получает доступ к спортивным секциям, творческим и интеллектуальным занятиям.
В частных школах есть огромные бассейны, стадионы, звукозаписывающие студии. Некоторые школы предлагают такие эксклюзивные варианты как курсы пилотирования с получением лицензии пилота.

Для эмигрантов в школах есть бесплатные курсы «второй английский», где детям помогают не только преодолеть языковой барьер, но и адаптироваться к новым реалиям — американской культуре, менталитету. В отличие от школьных занятий, преподаватели на курсах не меняются, поэтому между ними и детьми устанавливается особая близость, крепкая эмоциональная связь.

В России ситуация со школьными кружками другая. НИУ ВШЭ
провело исследование и выяснило, что многие школы не могут сами организовать качественные программы допобразования, но при этом препятствуют размещению на своей территории частных кружков и относятся к ним как к конкурентам. В итоге в наших в школах практически нет хороших кружков.

Особенно редко посещают школьные кружки подростки 12–14 лет. И исследователи разобрались, почему так происходит:

Мальчикам — футбол и программирование, а девочкам — рисование и рукоделие?

Если в американской школе нет профильных курсов, то детей отдают в частные кружки. Некоторые родители нанимают специальных людей, которые после школы развозят детей по курсам.
В США распространены крупные центры, где большой выбор кружков. Это очень удобно для многодетных семей: ты привез детей в один центр, и каждый из них выбрал себе интересное занятие.

Не первом месте по популярности стоят спортивные секции. Особенно востребованы командные виды спорта. Здесь организуют команды по футболу, бейсболу, хоккею, причем как для мальчиков, так и для девочек.

В США нет никаких гендерных стереотипов: принцессу могут отдать как на балет, так и на футбол. И это никого не удивит!
Детей часто отдают на математику, иностранные языки. Математика в американских школах «хромает» и в выпускном классе находится на уровне 7–8 класса российской школы.

Популярны курсы программирования, робототехники Lego. На последних ребята конструируют модели из Lego и «оживляют» их с помощью визуальных сред программирования. Один набор Lego стоит 1000–2000 долларов, но ребенку он предоставляется бесплатно.
Стоимость детских курсов разная. Например, одно занятие по иностранному языку стоит 20-25 долларов, один час работы с репетитором по математике — 50–80 долларов, занятие по робототехнике — 100–110 долларов.

На многих курсах для постоянных клиентов предусмотрены скидки (10% и более). Также скидка дается, если курсы посещают сиблинги (братья, сестры).

Какие детские кружки популярны в России?

Согласно статистике, самые востребованные направления — развитие творческих способностей и спорт. В категории творчества лидируют рисование, музыка, танцы, театральные студии, в категории спорта — хоккей, теннис, футбол.

В отличие от американцев, наши родители часто выбирают детский кружок, опираясь на гендерные стереотипы. Это доказывает опрос родителей,
проведенный Mail.ru Group и Дети Mail.ru. Каждый десятый опрошенный считал, что подходящие кружки для мальчиков — плавание, боевые искусства, футбол, программирование, для девочек — рисование, рукоделие, музыка. Только 4% опрошенных были готовы отдать девочек на программирование.

-2

Да и в российских компаниях женщины-разработчицы — редкость. Но это следствие нашего российского менталитета, застрявших в сознании понятий о «женских» и «мужских» профессиях.
Конечно, можно рассуждать, что код построен на логике и аккуратности, а предел женской логики — «Этот автобус на следующей останавливается?» Однако исследования
доказывают, что код, созданный женщинами, получает более высокие оценки, чем созданный мужчинами. Но только в том случае, если оценивающий не знает пол программиста.
Да и вообще, первым программистом в истории была женщина — английский математик
Августа Ада Кинг, которая создала описание вычислительной машины и после разработки проекта написала для нее программу.

Убеждение, что программирование не для девочек — всего лишь устаревший стереотип.

«Пробуй, экспериментируй, выбирай!» vs «Мы лучше знаем, что тебе нужно!»

В США детей с детства приучают быть самостоятельными, решать свои проблемы лично, вовлекая взрослых только в крайних случаях. К ребенку относятся как к свободной, открытой, любознательной личности, которая имеет право на свое мнение, собственные эксперименты, успехи и ошибки.

При выборе детского кружка родители дают ребенку проявлять инициативу, предлагают ему на выбор как можно больше вариантов — пробуй, экспериментируй, выбирай!

В России при выборе кружка к мнению ребенка прислушиваются редко. И дети часто слышат от родителей: «Мы подумали и решили, что ты будешь спортсменом, художником, программистом…»

Как правило, так поступают родители, которые хотят реализовать через ребенка свои несбывшиеся мечты. Например, если мама хотела стать в детстве балериной, но не смогла, то она начинает навязывать балет своей дочке. Балет — это конечно здорово для девочки, но нужен ли он самому ребенку?

Когда ребенок живет по родительскому сценарию, у него формируется выученная беспомощность — неспособность принимать самостоятельные решения, жить без посторонней помощи. И добиться успехов в выбранной родителями профессии он не сможет, так как будет учиться без удовольствия и внутренней мотивации.

-3

Вторая история, распространенная среди российских родителей, — отдать ребенка куда-нибудь, чтобы он хоть чем-то занимался и не сидел в телефоне.
«Ты скоро ослепнешь от своего гаджета!» — орет на дочку мама. «Совсем отупел от своих соцсетей!» — ругает сына отец. «Никаких смартфонов раньше и в помине не было, и нормально жили» — ворчит бабушка. Но дети не слушают и продолжают часами сидеть в телефонах.
Отдать в кружок в такой ситуации — хорошее решение. Проблема в другом: детей часто не спрашивают, чем они хотят заниматься. Музыкой, спортом, рисованием — какая разница? Главное, чтобы ребенок был при деле!

Среди родителей распространен миф, что смартфоны делают детей глупее. Американские ученые провели масштабное 2-летнее исследование и оценили влияние различных типов экранного времени (просмотр, общение, игры) на интеллект детей. Оказалось, что просмотр и общение — бесполезные занятия. Игры, наоборот, развивают когнитивные способности и повышают интеллект.

В заключение.

Американцем проще дать детям хорошее дополнительное образование — в школах США много профильных курсов. Но отсутствие в российских школах хороших кружков — не главная наша проблема.
Нам давно пора перестать все решать за детей, навязывать им свое мнение. Детский кружок должен быть выбором ребенка, а не выбором родителей. Дети воспринимают знания и умения только в том случае, если занятия им приносят радость и удовольствие.

Не забывайте подписываться на наш канал — там мы делимся проверенными материалами о детском программировании и воспитании.
Курсы программирования для вашего ребёнка на нашем сайте:
codims.ru