ВДНХ, проспект Мира, 123 Б. Москва
Эпоха, культура, идеология и политические устремления общества всегда находят своё отражение в архитектуре. В постройках советского периода мы легко считываем политический символизм. Судьба архитектуры тесно переплетается с судьбой страны.
К 20-летию СССР была построена Выставка достижений народного хозяйства, до сих пор известная во всем постсоветском пространстве. Главным символом ВДНХ стал не центральный павильон, а скульптура «Рабочий и колхозница». Своеобразный эталон эпохи. Скульптурная композиция установлена на павильоне, возведенном специально для участия во Всемирной выставке искусств и техники 1937 года в Париже.
Приглашение участвовать в выставке такого масштаба было триумфом Советского Союза. Мировое сообщество заинтересовалось страной, построившей социализм и имеющей амбициозные планы.
Однозначно, проект павильона СССР должен был быть триумфальным, говорящим о процветании страны и ее движении вперед, в светлое будущее.
Трамплин как шедевр архитектуры
Павильон был построен в виде трамплина, динамично устремлённого вверх. Это символизировало стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнелюбие. Рядом с павильоном СССР каждый человек ощущал власть архитектуры, мощь, динамику и уверенность в успехе страны советов.
Форма трамплина была явной символикой успешной развивающейся страны.
Над проектом павильона работал архитектор Борис Иофан. Развить символическое начало постройки он решил с помощью скульптурной композиции. Прототипом и вдохновителями для неё стали античные скульптуры. Тираноборцы, Афины, V век до н.э. и Ника Самофракийская, II век до н.э.
Иофан создал эскиз абстрактной композиции, в ней каждый мог увидеть что-то свое, что-то личное, но неизменно вдохновленное.
На создание скульптуры был объявлен конкурс, победила в котором Вера Мухина. Ее концепция смотрелась легче и динамичнее за счет развивающейся ткани.
Одной из уникальных особенностей «Рабочего и колхозницы» был материал. Впервые при создании скульптуры использовали нержавеющую хромоникелевую сталь.
Вера Мухина вспоминала: «Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности?»
Монументальная 24,5- метровая скульптура венчала здание павильона СССР.
На противоположной стороне от советского павильона возвышался павильон Германии.
Вот, что говорил о своем творении архитектор Альберт Шпеер: «По чистой случайности я во время одного из своих наездов в Париж забрел в помещение, где был выставлен хранящийся в тайне проект советского павильона. Фигуры десятиметровой высоты торжественно шагали с высокого постамента прямо на немецкий павильон. После этого я набросал расчлененный тяжелыми колоннами монументальный куб, который как бы преграждал им путь, а с фронтона моей башни сверху вниз взирал на русскую пару орел, держащий в когтях свастику»
Внутренним оформлением павильона занимались одни из самых востребованных художников того времени Константин Рождественский и Николай Суетин.
Рождественский учился авангарду у Казимира Малевича. Это было не столько идеологией, философией или учением, сколько некоей суммой техник, освоив которые ученик мог использовать их по своему усмотрению и для любых целей.
В качестве основы экспозиционного дизайна Суетин выбрал супрематические архитектоны, над которыми он работал совместно с Малевичем в ИНХУКе в 1920-е годы.
Авангардистский стиль советского павильона четко читается в оформлении внутреннего убранства.
В то время как при входе в павильон Германии присутствует ощущение, что ты попадаешь в вестибюль дорого отеля.
Оба павильона были фаворитами выставки и разделили Гран-при.
Сразу после окончания выставки 1937 года павильон СССР разобрали и привезли в Москву. На ВДНХ он стал излюбленным местом жителей и туристов.
Сейчас павильон «Рабочий и колхозница» олицетворяет не только символ величия искусства и техники. Здесь проводят выставки, культурные встречи, а на площадке крыши в теплое время года можно посетить концерты.
Павильон включен во все официальные туристические справочники и буклеты, а скульптура «Рабочий и колхозница» стала эмблемой киностудии МОСФИЛЬМ.
#архитектурныйдетокс #вднх #рабочийиколхозница #архитектурамосквы #москваимосквичи #архитектурассср #архитектурароссии
Приглашаем на сайт студии Архитектуры и Дизайна MVF Interiors mvfworld.ru