Найти в Дзене
MVF Community

Трамплин в светлое будущее. Павильон «Рабочий и Колхозница»

ВДНХ, проспект Мира, 123 Б. Москва

Эпоха, культура, идеология и политические устремления общества всегда находят своё отражение в архитектуре. В постройках советского периода мы легко считываем политический символизм. Судьба архитектуры тесно переплетается с судьбой страны.

К 20-летию СССР была построена Выставка достижений народного хозяйства, до сих пор известная во всем постсоветском пространстве. Главным символом ВДНХ стал не центральный павильон, а скульптура «Рабочий и колхозница». Своеобразный эталон эпохи. Скульптурная композиция установлена на павильоне, возведенном специально для участия во Всемирной выставке искусств и техники 1937 года в Париже.

Приглашение участвовать в выставке такого масштаба было триумфом Советского Союза. Мировое сообщество заинтересовалось страной, построившей социализм и имеющей амбициозные планы.

Однозначно, проект павильона СССР должен был быть триумфальным, говорящим о процветании страны и ее движении вперед, в светлое будущее.

Очевидна связь с античными храмами, с планами, усовершенствованными под задачи, стоявшими перед архитектором.
Очевидна связь с античными храмами, с планами, усовершенствованными под задачи, стоявшими перед архитектором.
Два варианта реконструкции плана храма Зевса, III в. до н.э.
Два варианта реконструкции плана храма Зевса, III в. до н.э.

Трамплин как шедевр архитектуры

Павильон был построен в виде трамплина, динамично устремлённого вверх. Это символизировало стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнелюбие. Рядом с павильоном СССР каждый человек ощущал власть архитектуры, мощь, динамику и уверенность в успехе страны советов.

Форма трамплина была явной символикой успешной развивающейся страны.

-3

Над проектом павильона работал архитектор Борис Иофан. Развить символическое начало постройки он решил с помощью скульптурной композиции. Прототипом и вдохновителями для неё стали античные скульптуры. Тираноборцы, Афины, V век до н.э. и Ника Самофракийская, II век до н.э.

Тираноборцы, Афины, V век до н.э. - знаковые фигуры борьбы против тирании
Тираноборцы, Афины, V век до н.э. - знаковые фигуры борьбы против тирании

Ника Самофракийская, II век до н.э. - символ победы и безудержного движения вперед
Ника Самофракийская, II век до н.э. - символ победы и безудержного движения вперед

Иофан создал эскиз абстрактной композиции, в ней каждый мог увидеть что-то свое, что-то личное, но неизменно вдохновленное.

На создание скульптуры был объявлен конкурс, победила в котором Вера Мухина. Ее концепция смотрелась легче и динамичнее за счет развивающейся ткани.

Борис Иофан и Вера Мухина работают над созданием скульптуры.
Борис Иофан и Вера Мухина работают над созданием скульптуры.

Одной из уникальных особенностей «Рабочего и колхозницы» был материал. Впервые при создании скульптуры использовали нержавеющую хромоникелевую сталь.

Вера Мухина вспоминала: «Сталь как скульптурный материал до сих пор не применялась, неведомы были ее пластические качества. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности?»

Монументальная 24,5- метровая скульптура венчала здание павильона СССР.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Париже 1937 а. Архитектор А. Шпеер
Павильон Германии на Всемирной выставке в Париже 1937 а. Архитектор А. Шпеер
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Архитектор Б.М. Иофан, скульптор В.И. Мухина
Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Архитектор Б.М. Иофан, скульптор В.И. Мухина

На противоположной стороне от советского павильона возвышался павильон Германии.

Вот, что говорил о своем творении архитектор Альберт Шпеер: «По чистой случайности я во время одного из своих наездов в Париж забрел в помещение, где был выставлен хранящийся в тайне проект советского павильона. Фигуры десятиметровой высоты торжественно шагали с высокого постамента прямо на немецкий павильон. После этого я набросал расчлененный тяжелыми колоннами монументальный куб, который как бы преграждал им путь, а с фронтона моей башни сверху вниз взирал на русскую пару орел, держащий в когтях свастику»
-9

Внутренним оформлением павильона занимались одни из самых востребованных художников того времени Константин Рождественский и Николай Суетин.

Рождественский учился авангарду у Казимира Малевича. Это было не столько идеологией, философией или учением, сколько некоей суммой техник, освоив которые ученик мог использовать их по своему усмотрению и для любых целей.

В качестве основы экспозиционного дизайна Суетин выбрал супрематические архитектоны, над которыми он работал совместно с Малевичем в ИНХУКе в 1920-е годы.

Экспозиция павильона СССР. Вид из вестибюля
Экспозиция павильона СССР. Вид из вестибюля

Экспозиция павильона Германии. Главный зал
Экспозиция павильона Германии. Главный зал

Авангардистский стиль советского павильона четко читается в оформлении внутреннего убранства.

В то время как при входе в павильон Германии присутствует ощущение, что ты попадаешь в вестибюль дорого отеля.

Оба павильона были фаворитами выставки и разделили Гран-при.

Сразу после окончания выставки 1937 года павильон СССР разобрали и привезли в Москву. На ВДНХ он стал излюбленным местом жителей и туристов.

Сейчас павильон «Рабочий и колхозница» олицетворяет не только символ величия искусства и техники. Здесь проводят выставки, культурные встречи, а на площадке крыши в теплое время года можно посетить концерты.

Павильон включен во все официальные туристические справочники и буклеты, а скульптура «Рабочий и колхозница» стала эмблемой киностудии МОСФИЛЬМ.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

#архитектурныйдетокс #вднх #рабочийиколхозница #архитектурамосквы #москваимосквичи #архитектурассср #архитектурароссии

Приглашаем на сайт студии Архитектуры и Дизайна MVF Interiors mvfworld.ru