Продолжаем рецензировать "Суждения о науке и искусстве" Леонардо да Винчи.
Эта статья не будет столь же большой, как предыдущая (возможно). Пробежимся по её ключевым моментам. Вы узнаете:
- как творил гений эпохи Возрождения;
- что ценил в произведениях и их создателях превыше всего;
- откуда на картинах художника Дарт Вейдер;
- и зачем же Леонардо НА САМОМ ДЕЛЕ использовал зеркало и зеркальное письмо.
Не будем затягивать, вооружаемся мозгами и поехали!
Как творил Леонардо
Ещё не зная толком деталей, только приступив к изучению личности Леонардо, я уже в общих чертах представлял себе особенности творческого подхода маэстро, что не могло не резонировать во мне как в творческом человеке. Чем глубже я погружался, тем отчётливее понимал, что применимы труды да Винчи далеко не только лишь в рамках живописи, но, в частности, и в литературе, поэзии.
Создавал же свои шедевры гений в таком порядке:
- Намерение и изобретение в ясной форме.
- Отнимание и прибавление до чувства внутреннего удовлетворения.
- Вырисовывание людей в соответствии с перспективой и пропорциями; девиз — не оставлять ничего, что не было бы, как следует, обсуждено.
Эти три пункта звучат весьма размыто, поэтому остановимся подробнее на каждом.
Под намерением Леонардо подразумевает вещь, которая ведома лишь школьным учителям — "что хотел сказать автор". И в данном случае, не просто сказать, а показать (хотя, думаю, в этой категории следует мыслить и творцам пера).
Изобретение — то новое (абсолютно новое!), что автор хочет попробовать привнести своим творением. У Леонардо множество законченных и незаконченных творений, но в каждом он экспериментировал, добавлял какую-то изюминку — будь то работа с перспективой в "Тайной вечере", или новая методика работы в брошенной им "Битве при Ангиари". Кто знает, возможно Леонардо оставлял и другие свои труды именно как неудавшийся эксперимент.
Ясная форма заключает в себе доступность для сознания любого созерцателя. Кроме того, под этим подразумевается ещё и ясное представление намерения и изобретения в своём воображении. А это возможно, только когда суждение творца превосходит само творение. В противном случае, смотрящий на картину раскроет фальшь незнания автором ни своего замысла, ни своих возможностей.
За отниманием и прибавлением кроется работа с композицией и эстетическим чутьём художника — а тут всё зависит исключительно от гения автора и его навыков в передаче воображаемого.
Перспектива и пропорция — две любимых лошадки Леонардо, изучению и объезжанию которых он посвятил практически всю жизнь. Как мы помним, в искусстве важна правдивость, с чем эти двое из ларца и помогают. А ещё они используются для банального эстетического удовольствия глаза (где-то тут материал о золотом сечении).
Что касается обсуждаемости, то это о том, чтобы в картине не было ничего, что называется, проходного, непримечательного — всё должно быть выше среднего, достойно обсуждения и даже восхищения.
Кошелёк, или жизнь?!
Как творил свои произведения Леонардо, мы уже разобрались. Но что он ценил выше — картины, или хорошую жизнь, какую они ему обеспечивали? В "Суждениях о науке и искусстве" он даёт прямой ответ:
Деньги почитаются ради самих денег, великие произведения ценнее для творца, ведь все почести адресованы ему.
Согласно Леонардо, человек ценится не за деньги, а за своё творчество. Он тем богаче, чем больше принёс в этот мир нового и шедеврального, ранее в нём не существовавшего. Подобный взгляд на данную дилемму можно встретить и у других творцов, тем не менее, объяснение Леонардо, в силу математического ума гения, показалось мне одним из наиболее доходчивых.
Куда больше слава доблести смертных, чем слава их сокровищ.
Дополнительная расшифровка лежит в предыдущей цитате — слава сокровищ, в первую очередь, принадлежит не смертному, который ими владеет, а творцу, их создавшему.
Свет мой, зеркальце, скажи...
Вот мы и подошли к самому интересному. Зеркало и Леонардо. Леонардо и зеркало. Столько интересностей, столько мистификаций. Попробую приоткрыть завесу тайны.
Пойдём по порядку. Во-первых, для чего нужно зеркало? Чтобы увидеть себя. А зачем видеть себя?
Леонардо даёт такой ответ — для художника существует опасность удариться в свои индивидуальные ошибки, которых он даже не замечает; сокрыты эти ошибки, как он заметил, собственно во внешности художника. Потому важно смотреться в зеркало и замечать собственные отхождения от божественной пропорции (смотри Витрувианского человека ниже), ведь в зеркале ты видишь как бы уже другого человека, а чужие недостатки замечать проще. Если ты выучишь их, то всегда будешь знать, чему уделять особое внимание при портретировании.
Леонардо в кривом зеркале
С образом Леонардо, сложившимся в XIX веке, — далёким, загадочным, будоражащим воображение — прекрасно резонируют мысли людей, страдающих СПГС (синдромом поиска глубинного смысла). Не скрою, я сам люблю выискивать подобные штуки, но иногда можно встретить полный бред, разваливающийся от простого в меру пристального и критического взгляда.
Показательный пример — зеркальный метод дешифровки картин, благодаря которому аргентинский историк Уго Конти (в некоторых вариациях упоминается группа энтузиастов "Зерцало священных письмен и полотен") выявил на полотнах Леонардо не абы кого, а самого Бога в образе Дарта Вейдера. Ну, или существа, чем-то на него похожего. Ну, а вы сами посудите!
Так, ну, во-первых, начинаем, как всегда, с проверки фактов. К моему удивлению, найти какой бы то ни было вменяемой информации об историке Уго Конти (как и о "Зерцале") возможным не представилось. Более того, в англоязычном сегменте мне с трудом удалось отыскать какое бы то ни было упоминание об исследовании, а одно из найденных прямо ссылалось на статью с Культурологии (откуда я и взял изображения). Из чего я делаю вывод, что если исследование когда-то и проводилось, то было абсолютно нишевым, а историк, если и существовал, не имел каких-либо вменяемых регалий.
Во-вторых, способ получения изображений столь же занятен. Исследователь (или исследователи) двигали плоское зеркало вдоль по ширине полотен и занятные изображения оставляли. Как уже упоминалось, им (ими) был замечен Божий лик, странность которого была списана на специфичность веры Леонардо. Замечен он был сразу на двух полотнах ("Мона Лиза" и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом"), что и позволило уделить изображениям важную роль. Только вот не нужно большого ума, чтобы понять, что отзеркалена была, по сути, одна и та же часть тела на портрете — локоть, покрытый одеждой. Я тоже так могу; вот, смотрите!
Как вы понимаете, это "исследование" — фикция нечистой воды. Мы с вами нашли подобных чудиков в рандомном кадре из фильма "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры" (обзор здесь). Справедливости ради, "исследователи" сильно постарались — выискивать подобное, когда перед глазами проносятся красивейшие абстракции, очень трудно.
Отражение реального положения дел в "Суждениях о науке и искусстве"
Естественно, никаких подобных ухищрений Леонардо в своих трудах не описывает. Более того, как человек, оскорбившийся бы от обвинений в ненаучности, он вряд ли бы стал использовать плоское зеркало в своих работах не по его прямому назначению, а ради каких-то ничем не обоснованных шифровок. Во главу угла да Винчи ставил качество работы, впечатление, которое она производит на созерцателя, в чём, с научной (его) точки зрения, плоское зеркало могло пригодиться только в качестве.. самого зеркала.
Вспоминаем. По мнению Леонардо, зеркало призвано показать человеку его со стороны, как бы представив перед ним кого-то другого, чтобы легче было замечать у этого "другого" недостатки — в чужом глазу соринку, как говорится.
По тому же принципу он применял зеркало и к своим полотнам. В "Суждениях о науке и искусстве" Леонардо обращается к своим коллегам по цеху со следующим призывом:
Смотри через плоское зеркало на свои произведения, чтобы увидеть свои ошибки как чужие!
И всё. Даже как-то скучно, в сравнении с фантазиями пытливых умов. С другой стороны, это возможность хоть немного заглянуть в сознание гения, понять лучше его ход мыслей. В первом материале о Леонардо я представил что-то вроде портрета личности маэстро, и этот момент прекрасно вписывается в изложенное там описание.
Как и ещё одна моя гипотеза.
Зеркальное письмо. Зачем?
Вокруг этого феномена также построено множество теорий.
Самые распространённые:
- Леонардо так шифровал свои записи;
- он специально писал так, чтобы чернила с пера меньше капали;
- да Винчи развивал свой мозг;
- маэстро был левшой.
Прямо викторина какая-то, не находите?
Начнём разбираться по порядку.
Зеркально шифровать записи гению, автору множества загадок, многие из которых неподвластны нашим умам до сих пор, как-то не пристало; в его случае это было бы явно что-то поизощрённее.
Подобный же аргумент можно использовать и во втором случае — Леонардо был хорошим технарём, что касалось каких-то относительно приземлённых вещей; уж кто-кто, а он бы что-то да придумал, чтобы чернила с пера не капали.
Третьей гипотезе... я не могу сказать, ни да, ни нет. Леонардо определённо занимался прокачкой своих навыков, он вполне мог отнести подобное упражнение в разряд важных для своего художественного видения. С другой стороны, данный эффект мог достигаться и побочно, так что утверждать наверняка что-то тут сложно.
А вот левшой Леонардо вполне мог быть. Даже сейчас многие из их лагеря начинают писать первые буквы зеркально. Более того, некоторые учёные склоняются к выводу, что он был амбидекстером. Если не вдаваться в подробности, об этом говорят подписи на его картинах и такая штука как дирекциональная тенденция при рисовании у правшей и левшей — у первых профили на рисунках смотрят, в основе своей, влево, у вторых — вправо. На эту тему рекомендую почитать данную статью в Коммерсантъ.
Тем не менее, на основе своего опыта прочтения трудов маэстро и изучения его как личности я готов выдвинуть ещё одну гипотезу, которая, как мне кажется, имеет право на существование. Мы не просто так разбирались выше во всём, что связано с зеркалами у да Винчи. Вполне резонным выглядит вариант переноса подобной методики маэстро и в область дневниковых записей — читаешь через плоское зеркало свои труды и скорее замечаешь несостыковки в расчётах, или логике повествования.
Сам я эту теорию в полной мере проверить не смог, т.к. не владею достаточно хорошо навыком зеркального письма, однако смею предположить, что подобная история сейчас работает даже если отсканировать написанный от руки текст и потом изучить его же в качестве бумажной фотографии. Или банально распечатать набранный на компьютере текст. Подобным я пользовался уже не раз и могу смело заверить в эффективности всех перечисленных методов.