Найти тему

Что скрывает зеркало

Оглавление
Источник: www.kulturologia.ru
Источник: www.kulturologia.ru

Продолжаем рецензировать "Суждения о науке и искусстве" Леонардо да Винчи.

Эта статья не будет столь же большой, как предыдущая (возможно). Пробежимся по её ключевым моментам. Вы узнаете:

  • как творил гений эпохи Возрождения;
  • что ценил в произведениях и их создателях превыше всего;
  • откуда на картинах художника Дарт Вейдер;
  • и зачем же Леонардо НА САМОМ ДЕЛЕ использовал зеркало и зеркальное письмо.

Не будем затягивать, вооружаемся мозгами и поехали!

Как творил Леонардо

Промо-материал к фильму "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры". На канале об этом фильме уже есть моё мнение, смотрите соответствующую подборку.
Промо-материал к фильму "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры". На канале об этом фильме уже есть моё мнение, смотрите соответствующую подборку.

Ещё не зная толком деталей, только приступив к изучению личности Леонардо, я уже в общих чертах представлял себе особенности творческого подхода маэстро, что не могло не резонировать во мне как в творческом человеке. Чем глубже я погружался, тем отчётливее понимал, что применимы труды да Винчи далеко не только лишь в рамках живописи, но, в частности, и в литературе, поэзии.

Создавал же свои шедевры гений в таком порядке:

  1. Намерение и изобретение в ясной форме.
  2. Отнимание и прибавление до чувства внутреннего удовлетворения.
  3. Вырисовывание людей в соответствии с перспективой и пропорциями; девиз — не оставлять ничего, что не было бы, как следует, обсуждено.

Эти три пункта звучат весьма размыто, поэтому остановимся подробнее на каждом.

Под намерением Леонардо подразумевает вещь, которая ведома лишь школьным учителям — "что хотел сказать автор". И в данном случае, не просто сказать, а показать (хотя, думаю, в этой категории следует мыслить и творцам пера).

Изобретение — то новое (абсолютно новое!), что автор хочет попробовать привнести своим творением. У Леонардо множество законченных и незаконченных творений, но в каждом он экспериментировал, добавлял какую-то изюминку — будь то работа с перспективой в "Тайной вечере", или новая методика работы в брошенной им "Битве при Ангиари". Кто знает, возможно Леонардо оставлял и другие свои труды именно как неудавшийся эксперимент.

Ясная форма заключает в себе доступность для сознания любого созерцателя. Кроме того, под этим подразумевается ещё и ясное представление намерения и изобретения в своём воображении. А это возможно, только когда суждение творца превосходит само творение. В противном случае, смотрящий на картину раскроет фальшь незнания автором ни своего замысла, ни своих возможностей.

За отниманием и прибавлением кроется работа с композицией и эстетическим чутьём художника — а тут всё зависит исключительно от гения автора и его навыков в передаче воображаемого.

Перспектива и пропорция — две любимых лошадки Леонардо, изучению и объезжанию которых он посвятил практически всю жизнь. Как мы помним, в искусстве важна правдивость, с чем эти двое из ларца и помогают. А ещё они используются для банального эстетического удовольствия глаза (где-то тут материал о золотом сечении).

Что касается обсуждаемости, то это о том, чтобы в картине не было ничего, что называется, проходного, непримечательного — всё должно быть выше среднего, достойно обсуждения и даже восхищения.

Кошелёк, или жизнь?!

-3

Как творил свои произведения Леонардо, мы уже разобрались. Но что он ценил выше — картины, или хорошую жизнь, какую они ему обеспечивали? В "Суждениях о науке и искусстве" он даёт прямой ответ:

Деньги почитаются ради самих денег, великие произведения ценнее для творца, ведь все почести адресованы ему.

Согласно Леонардо, человек ценится не за деньги, а за своё творчество. Он тем богаче, чем больше принёс в этот мир нового и шедеврального, ранее в нём не существовавшего. Подобный взгляд на данную дилемму можно встретить и у других творцов, тем не менее, объяснение Леонардо, в силу математического ума гения, показалось мне одним из наиболее доходчивых.

Куда больше слава доблести смертных, чем слава их сокровищ.

Дополнительная расшифровка лежит в предыдущей цитате — слава сокровищ, в первую очередь, принадлежит не смертному, который ими владеет, а творцу, их создавшему.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Кадр из фильма "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры". На канале об этом фильме уже есть моё мнение, смотрите соответствующую подборку.
Кадр из фильма "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры". На канале об этом фильме уже есть моё мнение, смотрите соответствующую подборку.

Вот мы и подошли к самому интересному. Зеркало и Леонардо. Леонардо и зеркало. Столько интересностей, столько мистификаций. Попробую приоткрыть завесу тайны.

Пойдём по порядку. Во-первых, для чего нужно зеркало? Чтобы увидеть себя. А зачем видеть себя?

Леонардо даёт такой ответ — для художника существует опасность удариться в свои индивидуальные ошибки, которых он даже не замечает; сокрыты эти ошибки, как он заметил, собственно во внешности художника. Потому важно смотреться в зеркало и замечать собственные отхождения от божественной пропорции (смотри Витрувианского человека ниже), ведь в зеркале ты видишь как бы уже другого человека, а чужие недостатки замечать проще. Если ты выучишь их, то всегда будешь знать, чему уделять особое внимание при портретировании.

Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.
Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.

Леонардо в кривом зеркале

С образом Леонардо, сложившимся в XIX веке, — далёким, загадочным, будоражащим воображение — прекрасно резонируют мысли людей, страдающих СПГС (синдромом поиска глубинного смысла). Не скрою, я сам люблю выискивать подобные штуки, но иногда можно встретить полный бред, разваливающийся от простого в меру пристального и критического взгляда.

Показательный пример — зеркальный метод дешифровки картин, благодаря которому аргентинский историк Уго Конти (в некоторых вариациях упоминается группа энтузиастов "Зерцало священных письмен и полотен") выявил на полотнах Леонардо не абы кого, а самого Бога в образе Дарта Вейдера. Ну, или существа, чем-то на него похожего. Ну, а вы сами посудите!

Так, ну, во-первых, начинаем, как всегда, с проверки фактов. К моему удивлению, найти какой бы то ни было вменяемой информации об историке Уго Конти (как и о "Зерцале") возможным не представилось. Более того, в англоязычном сегменте мне с трудом удалось отыскать какое бы то ни было упоминание об исследовании, а одно из найденных прямо ссылалось на статью с Культурологии (откуда я и взял изображения). Из чего я делаю вывод, что если исследование когда-то и проводилось, то было абсолютно нишевым, а историк, если и существовал, не имел каких-либо вменяемых регалий.

Во-вторых, способ получения изображений столь же занятен. Исследователь (или исследователи) двигали плоское зеркало вдоль по ширине полотен и занятные изображения оставляли. Как уже упоминалось, им (ими) был замечен Божий лик, странность которого была списана на специфичность веры Леонардо. Замечен он был сразу на двух полотнах ("Мона Лиза" и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом"), что и позволило уделить изображениям важную роль. Только вот не нужно большого ума, чтобы понять, что отзеркалена была, по сути, одна и та же часть тела на портрете — локоть, покрытый одеждой. Я тоже так могу; вот, смотрите!

Как вы понимаете, это "исследование" — фикция нечистой воды. Мы с вами нашли подобных чудиков в рандомном кадре из фильма "Леонардо да Винчи. Неизведанные миры" (обзор здесь). Справедливости ради, "исследователи" сильно постарались — выискивать подобное, когда перед глазами проносятся красивейшие абстракции, очень трудно.

Например, вот:
Хотя даже тут теперь я могу увидеть невесту, повеливающую: "Поднимите мне фату!"
Спасибо, господа Создатели-инфоповодов-из-ничего!
Например, вот: Хотя даже тут теперь я могу увидеть невесту, повеливающую: "Поднимите мне фату!" Спасибо, господа Создатели-инфоповодов-из-ничего!

Отражение реального положения дел в "Суждениях о науке и искусстве"

Естественно, никаких подобных ухищрений Леонардо в своих трудах не описывает. Более того, как человек, оскорбившийся бы от обвинений в ненаучности, он вряд ли бы стал использовать плоское зеркало в своих работах не по его прямому назначению, а ради каких-то ничем не обоснованных шифровок. Во главу угла да Винчи ставил качество работы, впечатление, которое она производит на созерцателя, в чём, с научной (его) точки зрения, плоское зеркало могло пригодиться только в качестве.. самого зеркала.

Вспоминаем. По мнению Леонардо, зеркало призвано показать человеку его со стороны, как бы представив перед ним кого-то другого, чтобы легче было замечать у этого "другого" недостатки — в чужом глазу соринку, как говорится.

По тому же принципу он применял зеркало и к своим полотнам. В "Суждениях о науке и искусстве" Леонардо обращается к своим коллегам по цеху со следующим призывом:

Смотри через плоское зеркало на свои произведения, чтобы увидеть свои ошибки как чужие!

И всё. Даже как-то скучно, в сравнении с фантазиями пытливых умов. С другой стороны, это возможность хоть немного заглянуть в сознание гения, понять лучше его ход мыслей. В первом материале о Леонардо я представил что-то вроде портрета личности маэстро, и этот момент прекрасно вписывается в изложенное там описание.

Как и ещё одна моя гипотеза.

Зеркальное письмо. Зачем?

-9

Вокруг этого феномена также построено множество теорий.

Самые распространённые:

  • Леонардо так шифровал свои записи;
  • он специально писал так, чтобы чернила с пера меньше капали;
  • да Винчи развивал свой мозг;
  • маэстро был левшой.

Прямо викторина какая-то, не находите?

Почему...
Почему...

Начнём разбираться по порядку.

Зеркально шифровать записи гению, автору множества загадок, многие из которых неподвластны нашим умам до сих пор, как-то не пристало; в его случае это было бы явно что-то поизощрённее.

Подобный же аргумент можно использовать и во втором случае — Леонардо был хорошим технарём, что касалось каких-то относительно приземлённых вещей; уж кто-кто, а он бы что-то да придумал, чтобы чернила с пера не капали.

Третьей гипотезе... я не могу сказать, ни да, ни нет. Леонардо определённо занимался прокачкой своих навыков, он вполне мог отнести подобное упражнение в разряд важных для своего художественного видения. С другой стороны, данный эффект мог достигаться и побочно, так что утверждать наверняка что-то тут сложно.

А вот левшой Леонардо вполне мог быть. Даже сейчас многие из их лагеря начинают писать первые буквы зеркально. Более того, некоторые учёные склоняются к выводу, что он был амбидекстером. Если не вдаваться в подробности, об этом говорят подписи на его картинах и такая штука как дирекциональная тенденция при рисовании у правшей и левшей — у первых профили на рисунках смотрят, в основе своей, влево, у вторых — вправо. На эту тему рекомендую почитать данную статью в Коммерсантъ.

Тем не менее, на основе своего опыта прочтения трудов маэстро и изучения его как личности я готов выдвинуть ещё одну гипотезу, которая, как мне кажется, имеет право на существование. Мы не просто так разбирались выше во всём, что связано с зеркалами у да Винчи. Вполне резонным выглядит вариант переноса подобной методики маэстро и в область дневниковых записей — читаешь через плоское зеркало свои труды и скорее замечаешь несостыковки в расчётах, или логике повествования.

Сам я эту теорию в полной мере проверить не смог, т.к. не владею достаточно хорошо навыком зеркального письма, однако смею предположить, что подобная история сейчас работает даже если отсканировать написанный от руки текст и потом изучить его же в качестве бумажной фотографии. Или банально распечатать набранный на компьютере текст. Подобным я пользовался уже не раз и могу смело заверить в эффективности всех перечисленных методов.

Понравилась статья? Впереди ещё больше интересного! Подписка, лайк, комментарий.

А чтобы вы не пропустили новые материалы, я создал телеграм-канал. Всех жду ❤️‍🔥