Найти тему
Край Смоленский

День учителя: посткриптум

Дивасовская школа. Рисунок учителя этой же школы Л. Романова.
Дивасовская школа. Рисунок учителя этой же школы Л. Романова.

Профессиональный праздник учительства – День учителя – прошел, как обычно: в дежурных поздравлениях, старых песнях о школе, открытках с правильными, но затертыми до дыр словами.

За последние два десятилетия школа окончательно превратилась в сферу услуг. Образовательных и не только. Причем услуги эти она оказывает и гражданам, и государству. Но почему-то любви и уважения к школе от этого не прибавилось. Как раз наоборот: к учительству стали все чаще относиться, как к обслуге. Между тем когда-то, в стародавние времена, учительство считалась не просто профессией, а священной миссией. В понимании просвещенных людей учитель должен был нести свет знаний, милосердия, культуры. А это значит, что сам он должен быть исключительно светлым и самоотверженным человеком, подвижником! И они были. Лучшие наши учителя прошлого и настоящего – это подвижники, а совсем не обслуга. Учитель – опора цивилизации, ее базовый элемент. Без учителя-наставника, подвижника, творческого человека мы неизбежно и быстро скатимся к одичанию.


Увы, ни в прошлом, ни в настоящем не удается найти эпоху, когда учительство не на словах, а на деле было бы в должной мере отблагодарено обществом и государством. И в прошлом они были самоотверженными мучениками идеи просвещения народа. Редакция журнала «Край Смоленский» несколько лет назад издала большой сборник документальных материалов, посвященных судьбам смоленских педагогов, он назывался
«На пути просвещения». В нем опубликовано обширное исследование о положении учителей Смоленской губернии по результатам подробного анкетирования, проведенного в 1916 году, т.е. накануне революции. В числе прочего там давались цитаты из словесного описания учителями своего положения. Их очень интересно прочитать и сравнить с сегодняшним положением учителей. Прогресс, конечно, есть, но изменилось ли по сути своей место учительства в нашем обществе? Вот только несколько описаний учительских судеб из далекого 1916 года (в книге их гораздо больше):

"Вступая на учительское поприще 17 лет – о, как глубоко я верила силам души и справедливости людей! В течение 25-летней службы я искренно любила и люблю свое дело, хотя пришлось перенести столько разочарований, что нужно удивляться, что окончательно не потеряна вера в будущее, которым воспользоваться не придется. Уже эти 25 лет из тебя настолько выжали соки, что ты представляешь из себя выжатый лимон, который скоро выбросят за ненадобностью. Да, немощь и приближающаяся старость, грозно заносят над тобою свою беспощадную руку, мозг сверлит неотвязная дума: необеспеченная, бесприютная жизнь впереди. Ведь наша пенсия является лишь насмешкой. Утешением от всего прожитого является сознание, что работала честно и очень не даром получала эти несчастные гроши. 33 коп. в сутки – разве не заработок" (Краснинский у.).

***

"Учительство и работа в школе вполне удовлетворяют; выбор этих профессий произведен мною сознательно, и ею я доволен, но жизнь учителя, сравнительно с другими профессиями, довольно жалкая; полное одиночество в духовном смысле, оторванность от мира искусств и развлечений, и, кроме книг, периодической печати и убеждения в приносимой пользе, нет ничего отрадного. Материальная же обеспеченность совсем недстаточна; при такой обеспеченности жизнь учителя обречена: или быть идеалистом и, забыв себя, работать, или же, оставшись вечным холостяком, не допускать и мысли о семейной жизни” (Рославльский у.).

***

„Большинство учительниц, поступая на место с радужною мечтою трудиться и приносить пользу, скоро в жизни и людях разочаровываются. Холод, недостаток средств, большой процент учащихся убивают в ней энергию к труду и, только учительница, получившая от родителей особое здоровье (душа и тело), выходит победительницей этих невзгод. Но и это ненадолго, лет на 10, далее не хватает голосовых связок и нервов… Надо хоть через 10 лет давать ей возможность отдохнуть годик-два, так сказать зарядиться еще на 10 лет службы; чтобы быть учительницей на месте, надо черпать ей силы извне. Один черпает силы для труда в искусстве – в живописи, музыке, другой – в чтении, третий – в развлечениях, обществе. Получив лично удовлетворение, учительница вдвойне отдалась бы труду, для нее бы легче было сносить неудобства школьной обстановки, она бы скорее могла бы одухотворить книгу, зажечь в детях огонь… Но надо деньги, а их нет… и получается то, что зачастую живая, полная сил девушка, проучительствовав 10-15 лет, благодаря серенькой жизни, обращается в чиновника” (Рославльский у.).

***

„Учительство делает мне мало отрады: вынужден работать вопреки совести и сознанию, т.е. противоположно тому, как диктует мне совесть, сознание и знание и умение: вместо истинной морали должен преподавать ложь, фанатизм и раболепство перед сильными мира сего; вместо науки истории – ненавистную политиканскую, светобоязненную ложь, – вместо географии и естествознания должен преподавать рутинную, затемняющую ложь; отчет в работе должен отдавать отъявленным врагам света и правды, захребетникам народным; не могу заботиться о физическом развитии учащих, т.к. вынужден держать их до 6 часов ежедневно в вонючем и тесном классе; при такой работе душа не может быть спокойна и довольна; материально – прозябаю. Если бы не верил в несокрушимость истории, несокрушимо стремящейся ко благу, если бы не знал, что то малое, которое удастся мне вложить, будет непременно развиваться, бросил бы не только учительство, но и жизнь” (Юхновский у.).


Источник: Положение учащихся Смоленской губ. по данным анкеты 1916 года // На пути просвещения: история России конца XIX – первой трети XX веков в судьбах педагогов. Смоленск: Край Смоленский, 2016. С. 562-563.; .; официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol

Автор: Юрий Шорин

Почитайте и другие материалы из этой серии:

"На пути просвещения" ч.1

"На пути просвещения" ч.2

"На пути просвещения" ч.3

"На пути просвещения" ч.4

"На пути просвещения" ч.5

"На пути просвещения" ч.6

"На пути просвещения" ч.7

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.

#история смоленской области #край смоленский #исторические факты #на пути просвещения