Люблю фильмы о выживании. О борьбе человека с жизненными обстоятельствами. Правда, «Выжившего» не смотрела — по трейлеру для меня запредельно жестко. Ну, может, когда-нибудь. «Отмель» смотрела, «Не угаснет надежда», «Санктум».
Робинзоном в детстве зачитывалась. «Любовь к жизни» очень уважаю, да и вообще весь цикл северных рассказов Лондона. «Бродяги Севера» Кервуда весьма достойны. В принципе, «Таинственный остров» о том же.
Но если «Таинственный остров» - это гимн науке, знаниям, инженерам, если «Бродяги Севера» через животных воспевают мужество и верность, то есть некая категория произведений, в основе которых лежит глупость. Глупый, самонадеянный поступок, приведший к катастрофе.
«127 часов» среди них. Да, я от всей души сочувствовала герою. Да, переживала, надеялась на иной исход. Но при этом отчетливо помнила, что правила поведения в природе, так же как и правила дорожного движения и воинские уставы написаны кровью.
Кровью тех, кто по незнанию, недомыслию или показной удали попался в капкан страшных обстоятельств. И соблюдать их нужно не только затем, чтобы остаться в живых, но и из уважения к их невольным жертвам.
Герой фильма «127 часов» Арон Ралстон — молодой, симпатичный, полный энергии парень, обожающий спорт, велосипед и горы. Он живет в штате Юта и по выходным лазит по пещерам, спускается в каньоны, ищет подземные озера.
Фильм снят по книге реального альпиниста Арона Ралстона, который в действительности попал в ту самую жуткую историю, которую нам поведал режиссер. Если вы найдете в интернете фото Арона Ралстона, то вы увидите, что фильм — правда.
Две трети фильма Арон проводит в одиночестве. Но если в «Не угаснет надежда» герой на протяжении всего экранного времени молчит, то Арон без умолку болтает. Даже когда ему плохо, когда его мозг засыпает наяву и путает явь с галлюцинациями от обезвоживания, даже тогда он говорит.
На камеру. Для подписчиков.
Потому что Арон — блогер.
Для многих людей старшего поколения это слово почти ругательное. Образ жизни бездельника, наживающегося на других бездельниках.
Но не будем уподобляться. Блогер — тоже трудяга, просто мы видим лишь результат его труда, причем зачастую не имеющий ценности. Но если блогеров любят, если на них подписываются, если им донатят, значит, для кого-то этот результат ценность имеет.
Мы как-то со школьниками обсуждали проблему тяги подростков к блогерству. «Мне эта ваша биология не нужна, я блогером буду. Они знаете какие деньжищи поднимают!» - это мне условный Коля сказал.
Стали рассуждать, за что именно такие «деньжищи». Выяснили, что, по-первых, далеко не все блогеры успешны, среди них много однодневок: сегодня он на пике популярности, а завтра о нем забыли. А во-вторых, блогеру нужно что-то хорошо знать, чтобы интересно рассказывать об этом предмете. Только тогда у него будет много подписчиков. Плюс уметь снимать, монтировать, работать со звуком и прочая.
Ну, это уже прописные истины пошли. Вернемся к фильму. Итак, Арон — блогер, ведущий жизнь в «прямом эфире». Камера прикреплена к велосипеду, чтобы прямо на ходу сообщать подписчикам о своих спортивных подвигах. Когда велосипед летит кувырком, а седок совершает жесткую посадку, у подписчиков, наверное, мурашки косяками бегут.
Ни одной секунды жизни героя не остается в тайне. Вся жизнь — на камеру. Даже о чистой, пардон, физиологии (ну, вы поняли) Арон обязательно сообщает. Попозже. Когда попадает в «капкан».
И вот этот альпинист-экстремал забывает о самых элементарных мерах предосторожности. Отсутствие какой-никакой страховки — это полбеды. Литр воды с собой в пустынном штате (на широтах Испании и Ташкента) — наверное, допустимо. Не знаю, по пустыням не ходила. Но твердо знаю заповедь сибиряков: идешь в тайгу на день, еды бери на неделю.
А вот никому не сказать, куда ты направляешься, на сколько уходишь в безлюдную глушь и когда планируешь вернуться — это за гранью.
В фильме «Отмель» тоже можно увидеть спортсменку, красавицу, разве что не комсомолку, которая поступила точно так же. Даже если кому-то пришло бы в голову ее искать, то где? На бескрайнем побережье Мексики?
Та спортсменка страстей натерпелась (фильм — реально триллер), но хоть цела осталась. А здесь у нас блогер. Суперпубличный человек. Ни шагу без отчета подписчикам. А вот «куда идем мы с Пятачком» - никому не скажу!
Хороший он человек, этот Арон, смелый, твердый, уравновешенный, не поддающийся страху, эмоциям. В Штатах реальный Арон стал символом героизма в горах.
Но это потом, после возвращения домой.
А до своего плена в каньоне он был бесшабашным, легкомысленным парнем, которому море по колено. Которому не понятна до конца ценность жизни, который плевал на меры предосторожности. Один эпизод чего стоит, когда он показывает случайно встреченным девушкам подземное озеро.
Насколько я поняла, эпизод выдуман сценаристом, в реальности его не было. Но он подчеркивает безответственность героя. Способ, которым все трое проникли в озеро, вполне мог привести к полной инвалидности любого из них.
Фильм заканчивается словами: «Он всегда пишет записку, в которой говорит, куда отправился». Господи, ну почему такие простые истины даются такими жертвами!
А вы как думаете, нужно ли всегда сообщать родным и друзьям, куда ты отправляешься? Пишите в комментариях.