По нынешним временам СВО, частичных мобилизаций и обмена пленных между Россией и Украиной мое воспоминание о том, как я пересекал границу Польши и Украины при возвращении из Европы в родной город Тюмень, кажутся сценами из другой жизни. А ведь прошло менее 9 лет.
До этого в конце декабря 2013 – начале января 2014 я по полной программе использовал свой полугодовой шенген и прокатился по праздничным рождественско-новогодним Греции и Италии. А для возвращения из Европы в Россию избрал бюджетно-познавательный путь через Краков, Львов и Киев. В Кракове объелся, отоспался, погулял по городу, поднялся в Татры в Закопане, спустился в соляную шахту Велички. Пора было продолжать путь. Границе Польши (ЕС) с Украиной я решил пересечь на поезде. Способ наверное самый затратный в плане финансов, но достаточно комфортный.
Нагулявшись по краковским костелам, замку Вавель и даже взглянув на курган Костюшко (с могилой этого польского нацгероя) я забежал в студенческую общагу, в которой останавливался, за вещами и отправился на железнодорожный вокзал.
Поезд «Вроцлав – Львов» уже стоял на платформе №1 и состоял из двух спальных вагонов до Львова и нескольких сидячих вагонов до Перемышля. В моем купе было полное славянское братство: на нижней полке поляк, на средней полке хохол, а на верхней ("горе") москаль, т.е я. До этого в таких вагонах еще не ездил. Что-то подобное есть в Индии, но там по три полки с обеих сторон купе как у нас плацкарт. Здесь же было очень тесно. Украинец был так любезен, что показал мне, что к чему, поставил лестницу. Я пару раз ударился больно головой о потолок, но потом привык.
Поезд тронулся и неспешно двинулся в сторону украинской границы, которую мы достигли через пять часов уже на следующий день. Я же сразу уснул. Польские поезда неспешные, даже как-то было непривычно после итальянских скоростных поездов, «европа» ведь.
Границу между Польшей и Украиной преодолел на удивление можно сказать «на ура». При приближении к границе проводник открыл купе и предупредил пассажиров. Поляки все процедуры проделали молниеносно, погранцов помню, а таможенников нет. Польские погранцы проверили украинца, были любезны с соотечественником, а меня почти проигнорировали, только штамп в загранпаспорте поставили. Прощай умытая Европа, привет немытый СНГ. С тех пор я так и не бывал больше в умытой Европе, переключился Родину и очень дальние страны.
Украинскому пограничнику предъявил загранпаспорт, хотя с собой был и российский паспорт (вроде по нему тоже можно было въехать в Украину). Украинские погранцы были любезны с соотечественником, строги с поляком, а я удостоился только штампа. Появилась украинская дама-таможенница. Начала со мной беседовать на разных языках, безрезультатно. Потом спрашивает по-русски, на каком же языке я говорю. Я честно ей и ответил, что в основном только на этом. Посмеялись. Она еще задала вопрос про маршрут моей поездки, детальный отчет слушать не стала. Перешла на багаж, небольшие размеры багажа ей понравились. Я честно сказал, что оружия, наркотиков нет. Досталось опять поляку, у него багаж был большой… Итак, граница пройдена, скоро Львов. В Украине бушевал антироссийский майдан, а я спокойно и уважительно преодолел украинскую границу.
Небольшое лирическое отступление. Первоначально планировал возвращаться домой по следующему маршруту: Краков-Варшава—Тересполь-Брест-Москва-Тюмень. Но потом решил, что по этому маршруту я уже два раза возвращался из автобусных туров. И в результате родился вариант поездом Краков-Львов-Киев и самолетом Киев-Москва-Тюмень. Причем рождение этого варианта совпало с началом Евромайдана. Я честно говоря не думал, что все так затянется и несколько волновался, глядя на кадры из центра Киева. Второй раз приезжал на Украину, и второй раз застал Майдан.
Первый раз на Украину, в Киев я приехал на поезде в первое утро после второго тура президентских выборов 2004 года. Это была служебная командировка. Я оказался на киевском вокзале, который начал делиться на оранжевый и синий сектора.
И вот второй мой приезд на Украину. В 6 часов утра 9 января 2014 наш поезд из двух вагонов прибыл на станцию Львов. В вагоне курить было нельзя, поэтому первое, что я сделал - это закурил сигарету (я тогда еще отчаянно солил). Курил и слушал объявления, на украинском, английском и иногда русском, если поезд шел в Россию (кстати, таких поездов было немало). Львовский ж/д вокзал оставил несколько странное впечатление какой-то старомодности в советском смысле. Обменял деньги, рублевый курс был невыгодный, а евро нормальный, поэтому обменял 5 евро. Гривны пока нужны были только для сдачи багажа. Успешно сдал чемодан в камеру хранения и покинул вокзал. Вышел на привокзальную площадь, попил кофе в небольшой кафешке и отправился пешком в сторону центра. Шел еще в темноте, сначала по улице Черновицкой, а потом повернул на Городоцкую и по ней прогулялся до оперного театра.
Так я попал на главную улицу Львова проспект Свободы. Особого плана на Львов не было, да я уже и нагулялся по Европам. Во Львов лучше приезжать с востока, а когда попадаешь как я с Запада мысленно все время сравниваешь с Краковом. Вроде города похожие, в центре Львова особо советское влияние на архитектуру не чувствуется, но все во Львове меньше, скромнее и т.д. На проспекте Свободы у памятника Тарасу Шевченко обнаружил следы местного майдана. В столь ранний час людей не было, но была палатка и сцена с любопытным лозунгом.
Мне стало просто смешно и я заржал. Из палатки высунулись протестующие и я счел нужным покинуть это место...
Итак, украинский Евромайдан я увидел, тоже можно сказать туристический объект в современной Украине. Когда езжу по заграницам, стараюсь на местную политику обращать меньше внимания, т.к. это дело граждан страны пребывания, а не туристов. Но Украина не совсем заграница, да и для всех россиян, рожденных в USSR, полностью заграницей не станет никогда. Уж очень многое, что является нашей общей историей, оказалось в Украине. Честно сказать, украинские Евромайданы выглядели на месте просто… забавно. Львовский особенно. И еще во Львове я понял украинцев, которые очень хотят в Европу. Пример соседней Польши налицо. Разница в уровне жизни, организации городского хозяйства явно бросается в глаза. Только вот играют на этих вполне понятных настроениях политики, да и Европа думаю не сильно ждет новых, бедных сограждан.
Но это все мои впечатления тех времен. Сейчас, спустя 8 с лишним лет, я понимаю, что Запад играл на Украине в долгую и добился ведь своего…
А в январе 2014 года я был несколько удивлен увидев родной Сбербанк...во Львове.
Но это уже другая история. Львов все-таки город интересный и достоин отдельного рассказа.
У нас есть некая общая история, например князь Даниил Галицкий, основатель Львова...
Спасибо за внимание...
Продолжение следует...