«Нон Лон Дон» - это «Алиса в стране чудес», если бы ее писал Клайв Баркер. С хищными зонтиками, говорящим дымовым облаком и наркоманами с огнеметами, да…
Нашему читателю Чайна Мьевиль в первую очередь знаком благодаря трилогии Нью-Кробюзона – романам «Вокзал Потерянных Снов», «Шрам» и «Железный Совет». Дебютный роман автора «Крысиный Король» также вызвал в свое время резонанс, но там невооруженным взглядом видно, что вещь сырая, но писатель – крайне перспективный. На канале в свое время вывешивал статьи и о первой книге Нью-Кробюзона, и о Крысином Короле. Настал черед «Нон лон Дона».
Роман забрал аж две премии в номинациях подросткового фэнтези. Формально да, его вполне можно назвать подростковым. Но фактически там столько аллюзий, ситуаций и мрачнухи, что история ни разу не кажется детской.
Занна и Диба – две попавшие в другое измерение школьницы из нашего мира, встретятся с такими существами, по сравнению с которыми и население Нью-Кробюзона покажется обыденным. При этом, Мьевиль просто смотрит на окружающую нас действительность через призму своего восприятия. И вот тут-то, на этом стыке действительности и воображения, нам и встречаются самые причудливые создания, вроде говорящего молочного пакетика или мусорных баков-ниндзя.
Визитной карточкой романа – по крайней мере, на большинстве обложек изображен именно он – является двухэтажный красный лондонский автобус, который подвешен к воздушному шару, что твоя гондола. И вот ты летишь вместе с девочками на этом автобусе, а за окнами – фантасмагория, которой может позавидовать «Желтая подводная лодка» от Битлов… Ассоциация прям очень четко прощупывается. И с одной стороны, мы имеем знакомый всем классический фэнтези набор в виде попаданки, Избранной, пророчества, спасения мира от зла, а с другой – вот это вот всё. Ощущение, что Мьевиль просто решил… нет, не поиздеваться над штампами. Он просто расставил маячки, чтобы нам было удобнее за них цепляться в этом безумном мире.
Это, знаете, такая Алиса, только для более взрослых… И вместо белого кролика у нас тут мятая газета, а вместо попутчиков – то водолазный костюм вместо человека и с путешествующими внутри рыбками, то портной с булавками вместо волос, то клетка опять-таки вместо головы. При этом штампы-маячки никуда не деваются. Так проще, и Мьевиль помнит про читателя, заботится о нем. Квест по добыванию оружия, встреча с главным злодеем…
К слову, тема, которой автор касается, сейчас на повестке дня стоит максимально остро. Тема экологии вообще редко кого оставляет равнодушным, а здесь Мьевиль просто подает проблему в лоб.
Вообще политические взгляды Чайны Мьевиля – человека, парохода и революционера – известны практически всем в западной фэнтезийной тусовке. И, как вы видите, борется автор не только с властями. Этакий Дон Кихот, только ветряными мельницами тут и не пахнет, а картина вокруг гораздо более жуткая.
Как итог, имеем очередную крайне яркую и самобытную историю, этакую картину в стиле Сальвадора Дали, по своим образам вполне себе соперничающую с Кэрролом, но с приправой от Клайва Баркера. Параллельно идут ассоциации с «Задверьем» Нила Геймана, но здесь всё поставлено на более профессиональные рельсы. Зайдет текст и фанатам саги о мальчике, который выжил, но в истории Гарри Поттера всё выглядит более привычно что ли…
Итак, кто еще не ознакомился, автобус ждет – бегом за белым кроликом… вернее, за мятой газеткой, пакетиком с молоком и другими приключениями. И опасайтесь зонтиков…
Количество прочитанных произведений автора: 7
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 9,43
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 65
Понравилась статья? Тогда ставь свой избранный лайк и подписывайся на канал – у меня тут море интересного, а в планах – еще больше. Всех обнял-приподнял.