Наступила осень, а вместе с ней начался новый учебный год. У кого-то из родителей ребенок впервые пошел в школу, и тут выяснилось, что не всё так безоблачно, как казалось в детском саду, кому-то начали ставить отметки, а он к этому не готов, а у кого-то так и не прошли проблемы, которые списывали на юный возраст и незрелость. Дети тревожатся: боятся контрольных, учителей, двоек... Большинство родителей, стремясь помочь своим детям, либо пытаются максимально обезопасить окружающую среду, либо утешают и успокаивают их.
По утверждению психологов, ни одна из этих стратегий не приведет к уменьшению тревожности. Когда родители защищают или утешают ребенка, они не в полной мере помогают ему сформулировать важнейший жизненный навык — умение совладеть с тревогой.
Способов совладения с тревогой может быть множество. Один из них сказкотерапия. Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и реальной жизнью, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
В Государственной научной библиотеке Красноярского края имеются книги по сказкотерапии. Одна из них, Людмилы Петрановской «Однажды в сказке: читаем и развиваемся с психологом» представляет большой интерес и для родителей, и для детей, и для всех специалистов, которые занимаются детской психологией.
Людмила Петрановская – ведущий специалист РФ в области семейного устройства, Лауреат премии Президента РФ в области образования. Путь взросления – не простой и не быстрый, на нем немало сложных моментов и кризисов. К счастью, на этом пути у детей есть помощник-заботливо предлагаемой сказкой, «путеводитель» по тридевятому царству-миру изменений и превращений, откуда возвращаешься обогащенным человеком.
Автор пишет: «Сказка говорит с нами о важных темах и вопросах: о любви и смерти, о добре и зле, о таланте и мужестве. Говорит, не рассуждая и не поучая, а погружая в свой мир, в своё действие. Потому что это как раз те вопросы, о которых нет смысла просто рассуждать. Их нужно проживать. Нельзя говорить о добре и зле, не прочувствовав сердцем их вечную схватку и не сделав свой выбор в этой борьбе. Нет никакой ценности в разговоре о предательстве и прощении, если тот, кто говорит, не знает, что это за боль и что это за труд.
Герои сказок по ходу действия учатся всему тому, чему нужно научиться в жизни каждому человеку: нарушать запреты и нести за это ответственность, уходить из дома и возвращаться, отличать врагов от друзей, помогать и принимать помощь, терпеть невзгоды и преодолевать трудности, использовать свой шанс и не бояться невыполнимых заданий. Им приходится освоиться с мыслью о том, что не всем и не всегда можно верить, и победа может вмиг обернуться поражением (как и наоборот). И что есть дороги, которые ты можешь пройти только сам, и не помогут ни родители, ни друзья, ни положение в обществе. Там, в тёмном лесу, перед страшной избушкой, равны и Иван-царевич, и Иван-крестьянский сын.
Важно только одно: что за человек, и ради чего идёт по своему пути. И именно сказка, прежде всех религиозных и философских учений, сообщает человеку важную весть: как бы ни было страшно и одиноко входить в мертвый лес, это ещё не конец. Там, за ним, есть тридевятое царство, в котором много чудес и опасностей, зато и жар-птица.
У народной сказки всегда хороший конец. Герой побеждает, зло наказано, победа признана.
Может быть она про то, как устроен мир.
И если у кого-то, что-то не получается: поймать свою жар –птицу или найти суженного, то может быть дело не в том, что нет в мире ни добра, ни любви, ни волшебства? Просто когда-то у какого-то камня на перепутье человек выбрал не свой путь. Или не помог птенцу, выпавшему из гнезда. Или так никогда и не вошел в запретную комнату, чтобы узнать тайну. Или не решился сразиться с драконом ради любимой. Как теперь узнать? И можно ли исправить?
Сказка подскажет».
Книга Л. Петрановской «Однажды в сказке: читаем и развиваемся с психологом» состоит из пяти частей-эссе автора о том, как именно влияют знакомые нам с детства сказки на процесс формирования базовых жизненных понятий: силы, таланта, любви, воли и мудрости. После каждого эссе читатель находит сказки, подобранные к теме эссе. Страница за страницей происходит знакомство со сказочными героями и их приключениями, открывая для себя неожиданные богатства, спрятанные в «Сказке о Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке» с иллюстрациями И. Билибина, в сказках Шарля Перро «Кот в сапогах» с иллюстрациями Г. Доре, в средневековом сказании «Тристан и Изольда» с графикой У. Крейна, в сказке братьев Гримм «Замарашка» с иллюстрациями А. Рэкхема и еще 11 любимых сказок.
Современные родители знают сказки наизусть, для них, кажется, нет ничего нового и важного, они предпочитают включить мультик или аудиокнигу. И в этом состоит их ошибка.
Но сказки всегда служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребенку.
Татьяна Юрьевна Фирсова,
библиотекарь отдела городского абонемента