Эпические ,фактурные типажи обязательно были востребованы всегда в кинематографе любой страны.Без них некому было бы играть царей, королей, князей,вельмож,военачальников и тому подобных персонажей на шахматной доске сцены.Любые другие лицедеи без представительной внешности лишь только портили бы занятые ими роли и заданных им героев.Поэтому на каждой нормальной киностудии,в каждой стране с развитым кинопроизводством обязательно был в наличии небольшой отряд специалистов,гарантированно востребованных именно в этом амплуа.К этой породе не относятся,допустим,те ,кто удачно играл крупных деятелей и начальников,в то же время явно не обладая гармоничными и величественными лицом и пропорциями.Играть директоров это одно,а обладать княжеской осанкой это совсем другое.Ниже мы представляем список деятелей советского кинематографа,наиболее часто использовавшихся на данных позициях,благодаря своим внешним данным и выдающейся фактуре.
1) БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ.(1940-2008) 77 работ в кино. Лучший Робин Гуд после Майкла Прайда и коллега Высоцкого ,которого постоянно путали с ним.Этот выдающийся актёр был бы тем более востребован сейчас,когда мода носить бороду сровнялась с 19-м веком.Играя в кино с 26-и лет,он безусловно прославился только после "Стрел Робин Гуда"1975-го-первой части фактической советской квадрологии("Айвенго"(1982),"Чёрная стрела"(1985)и "Квентин дорвард"(1988)),ничем не уступающей западным историческим фильмам того периода.Его очень часто путали с Высоцким те,кто хотел взять автограф после выхода последнего из театра.Этот типаж совместили воедино(по мере возможности)через несколько лет только Тальков и Джигурда.;
2) БОРИС ХИМИЧЕВ.(1933-2014) 110 работ. Джеймс Каан советского кинематографа!Он сразу мощно прославился дебютной ролью в фильме "Операция Трест",уже тогда занимая в кадре весь экран.Как и Хмельницкому ,ему невероятно подходили исторические роли и военная форма.Борис Химичев является ярко выраженным примером очень поздно стартовавшего крупного актёра,которому призвание и отличные природные данные позволили сразу влиться в общий поток,быстро пробиться в высшую лигу и сниматься по три фильма в год!Одной из его превосходных ролей стало воплощение в до сих даже на 80% не оцененном великолепнейшем фильме "Борис Годунов",в котором лучшие роли сыграли сразу несколько актёров(напр.Соловьёв)и который сделан абсолютно идеально за досадным исключением в ошибке на роль Мнишек.Многие советские исторические фильмы 80-ых ничем не уступали голливудской продукции(например намного превосходили галимую средневековую халтуру с Хауэром)и им не доставало только более качественной плёнки,чуть лучшей операторской работы и малой щепотки разумных спецэффектов.;
3) АЛЬГИМАНТАС МАСЮЛИС (1931-2008) 90 работ.Этот моментально узнаваемый маэстро сцены с классической внешностью западного капиталиста,вполне заслуженно всегда исполнял самых представительных персонажей и самых солидных героев тех или иных фильмов.Как и актёр Леонид Марков,он был слишком фундаментален и эпичен,чтобы попасть в разряд чисто отрицательных.Без Масюлиса так исполнять роли старших немецких офицеров(11 ролей)было бы почти некому.Как и у множества других советских лицедеев,после 1991-го г. в его карьере произошёл резкий провал.Но и тех работ .которые он исполнил до этого с лихвой хватило бы многим другим деятелям экрана,;
4) ЛЕОНИД МАРКОВ (1927-1991) 89 работ.Его внешность была слишком харизматичной,монолитной и величественной,чтобы в своё время поместить его в "отрицательные"или"громилы".С самого дебюта в кино он исполнял роли "людей-глыб",брутальнейших персонажей и неуправляемых характеров.Таких типажей очень много в жизни,а тем более востребованы они на большом экране.Очень жаль,что он почти не использовался в исторических фильмах.Он великолепно смотрелся в старинных костюмах,но кроме отличной роли в "Острове сокровищ",которая показывает его неиспользованный потенциал,ничего похожего он не сыграл.;
5) НИКОЛАЙ ЧЕРКАСОВ (1903-1966) 54 работы.Рост 198 см. Наверное никто в такой пропорции не играл самых крупных исторических деятелей как он !Невский, Рузвельт,Попов, Маяковский,Грозный,Горький, Унгерн,Царевич Алексей ,да ещё и Дон Кихот!В 30-е годы в СССР было выпущено несколько идеально сделанных по всем кинематографическим канонам фильмов("Чапаев,Невский,Мы из Кронштадта" и некоторые другие),которые отлично смотрятся и сейчас.Свою главную роль в "Невском"Черкасов более не превзошёл нигде,хотя,в отличии от того же Бабочкина,его ни в коем случае нельзя назвать актёром одной роли.Тот же "Иван Грозный",сравнительно с "Невским",является отличным примером как идеальный,эталонно сделанный фильм("Невский") отличается от более худшего ,в котором нарушены динамика,хронометраж и общая структура. В СССР было достаточно актёров,способных сыграть эту роль почти не хуже ,но всё таки Невского сыграл именно он и этим вошёл в историю советского кинематографа.;
6) ЛЕОНИД КУЛАГИН (1940) 112 работ. Жан Маре советского кино!Этот невероятно выразительный актёр самым пародоксальным образом незаслуженно находился во втором эшелоне советского кино в период его расцвета,тогда как способен был постоянно быть в первой десятке.Почти в каждом фильме его роли монументальны и очень запоминаемы.К явному сожалению,с 1970-го по 1990-й годы он сыграл далеко не все роли ,которые потенциально мог.;
7) НИКОЛАЙ ОЛЯЛИН (1941-2009) 71 работа. Попав в кино уже с 24-х лет этот очень заметный и фактурный актёр с классической внешностью сразу составил дополнение и конкуренцию таким своим коллегам,как Коренев, Стриженов и Тихонов.Уже со второй роли он стал известен на всю страну ,снявшись в "Освобождении"(27 лет),а после Крапилина в "Беге"(29 лет) твёрдо и прочно войдя в топ-премиум советского актёрского цеха.Естественно,как и все отечественные маэстро сцены ,он испытал такие же сильные неудобства профессии в 90-е,затем очень сильно изменившись после 50-ти лет,точно также,как и упомянутый в одной из статей Лицитис.Тем не менее он ушёл вполне востребованным актёром,подобно многим ,кто пережив 90-е,нашёл себя в 2000-ых.;
8) ВЛАДИМИР ТАЛАШКО (1946) 63 работы.Практически двойник Олялина,Талашко стал сниматься позже него только потому ,что был моложе на 5 лет и так же как он был уже всем известен к середине 70-ых("В бой идут одни старики".27 лет) .Окончательно его широко прославила очень заметная и брутальная роль гарпунёра в фильме"Капитан Немо".Как и все из представленного списка,он идеально смотрелся в военной форме.Его карьера в кино ,конечно,снизилась в 90-е,но медленно продолжается и по сей день.;
9) ЕВГЕНИЙ УРБАНСКИЙ (1932-1965) 13 работ.Этот широко прославившийся фильмом "Коммунист" колоритный актёр,имел ярко выраженную кинематографическую внешность,которая ,не смотря на типаж больше подходящий для 30-40-ых годов,сработала и в 60-е.Не смотря на его ранний уход ,можно порассуждать какие бы роли он мог сыграть далее.Вряд ли произошло бы что-то сенсационное,определённые кинематографические прорывы конечно были возможны,но скорее всего он просто имел бы один из вариантов карьеры тех же Санаева,Жарова или Саранцева .Не случись трагического финала,Евгений Урбанский просто повторял бы путь таких же кумиров-ровесников как Рыбников,Гусев и т.д.,спокойно продолжая свой путь в кинематографе и в 60-е и в 70-е.;
10) ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ.(1934-2016)134 работы.Этот запоминающийся и невероятно уверенный в себе актёр часто использовался в самых ответственных ролях,где не сразу потянул бы кто-нибудь другой("Красная площадь,17 мгновений"(Даллес)и т.д.).Он был очень популярен у любителей советского экрана и каждый фильм с ним всегда находил свою аудиторию("Любовь немолодого человека"и т.д.)
Без видных представительных лицедеев киноискусство не может существовать.Графов и герцогов должны играть актёры соответствующего типа,иначе это моментально превращается в дешёвую пародию.В то же время используемый маэстро должен быть вполне профессионален,так как откровенные статисты дилетанты испортят не меньше.Голливуд подходил к делу более свободно,так как никогда не испытывал проблем ни с бюджетом ,ни с кастингом.В СССР снималось меньше фильмов с меньшими бюджетами,поэтому подход был более избирательным.
(Продолжение следует).