Орест Кипренский родился 24 марта 1782 года в местечке под Ораниенбаумом. В разных источниках осталось смутным и недосказанным его происхождение. Истину установить уже сложно, она находится где-то между незаконным рождением мальчика крепостной крестьянкой от барина – русского помещика (по одной версии) или, как написал Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский»: «Мальчик Кипренский - побочный сын бригадира Дьяконова, отданный отцом на воспитание своему крепостному Адаму Швальбе».
Но есть неоспоримый факт, что Кипренский – был выходцем из крепостной среды, получивший вольную и направленный еще ребенком в училище при Академии художеств. Для незаконнорожденного ребенка это был шанс пробиться в люди.
При крещении мальчику дали фамилию Копорский по месту рождения в городе Копорье, вблизи Ораниенбаума. После поступления в училище Академии художеств ему переменили фамилию на более благозвучную – Кипренский. В 17-летнем возрасте Орест стал студентом Академии художеств и быстро стал одним из лучших учеников.
Учеба Кипренскому давалась легко, в 23 года за работу «Дмитрий Донской на Куликовом поле» в 1805 году Орест был удостоен Большой золотой медали, что дало право посетить заграницу за государственный счет – по так называемой, пенсионерской поездке в Европу. Но из-за наполеоновских войн эта поездка была надолго отсрочена.
Только в 1816 году Орест Кипренский смог отправиться в творческое путешествие – по пенсионерской путевке в Европу. Императрица Елизавета Алексеевна, покровительствующая художнику, оплатила из своих личных средств все расходы на поездку.
Он посетил Германию, оттуда отправился в Рим. Его портреты так очаровали итальянскую публику, что Флорентийская академия заказала ему написать автопортрет для галереи Уффици, где размещались автопортреты выдающихся художников современности.
Для картины «Анакреонтова гробница» Орест искал модель для образа молоденькой вакханки. Полотно так и не было написано, остался только эскиз картины.
В Мариуччи – Анне-Марии Фалькуччи он увидел воплощение своей идеи - маленькой вакханки на руках у матери. В процессе работы над картиной, во время написания этюдов будущих персонажей, он узнал, что мать девочки была «поведения подозрительного», вела распутную жизнь и ребенок рос в условиях крайней бедности. Орест забрал девочку к себе, обязавшись матери каждый месяц выплачивать крупные отступные.
Примерно, в это время он написал портрет Анны-Марии Фалькуччи, сыгравшей роковую роль в судьбе художника.
Сохранившиеся до нашего времени скудные источники – письма Ореста друзьям, свидетельствуют, что Кипренский проникся отцовскими чувствами к маленькой девочке:
«Как можно оставаться равнодушным, видя около себя существо, которое живет и дышит только что для меня... которое удовлетворяет сердце мое своею нежностью, гордость мою - своею покорностью...» (из писем Ореста Кипренского друзьям).
Но в один из дней мать Мариуччи была найдена убитой при страшных обстоятельствах. Неизвестный завернул женщину в холст, облитый скипидаром, и поджег. Несчастная сгорела заживо. А через несколько дней в городской больнице от неизвестной болезни скончался слуга Кипренского, но ходили слухи, что эта неизвестная болезнь сильно пахла скипидаром.
Кипренский стал подозреваемым номер 1. И, несмотря на то, что художник полностью отрицал свою вину, найденных улик полиции было достаточно для предъявления обвинения. Весь Рим гудел сенсационной новостью: прославленный русский художник оказался жестоким убийцей!
Слухи росли за его спиной, обрастая самыми невероятными подробностями. Ему стали приписывать злой умысел в устранении матери воспитанницы Кипренского, чтобы та больше не мешала ему получить полные права на девочку.
Весь мир разом отвернулся от Кипренского. В Риме мальчишки швыряли в него камнями, в Париже его изгнали из высшего общества. Он больше не мог писать. Озлобленный и опороченный он затаил обиду.
Перед отъездом из Италии, Кипренский отвел Мариуччу в сиротскую школу для девочек, и поручил настоятелю-кардиналу заботиться о ребенке, оставив щедрую сумму на её воспитание.
Единственным местом, куда художник мог вернуться – была его покинутая родина, видевшая расцвет его славы.
Ему очень помог в тот период граф Дмитрий Шереметьев, предоставивший крышу над головой и мастерскую. Кипренский даже снова стал писать, у него появились заказы и щедрые гонорары.
И прошли годы, прежде чем улеглась молва, и общество наконец-то перестало обсуждать унизительную скандальную историю, случившуюся с прославленным художником. Хотя былой славы у него больше не было.
В 1828 году Кипренский навсегда оставил Россию и вернулся в Италию, где много лет потратил на поиски Мариуччи. Когда же они встретились, то от избытка чувств и радости встречи расплакались оба.
В возрасте 54 лет Кипренский женился на 25-летней Анне-Марии Фалькуччи, приняв для этого католичество.
Но судьба не была к нему благосклонной. Счастье художника продлилось не долго.
По официальной версии, через 3 месяца он тяжело заболел и умер от воспаления лёгких. Но были и другие наблюдения: окружающим казалось, что новоиспеченная жена не любила своего благодетеля, что вгоняло художника в тоску и он много пил.
Кипренский так и не успел узнать, что его молодая жена уже носила под сердцем его единственную дочь