Пишет читательница:
У меня тонкие волосы, и она считает, что мне надо стричься покороче. А я очень люблю длину. У меня с детства это больное место, так как у нас с мамой жидкие волосенки, а у тети и бабушки - роскошные косы. С детства помню их разочарованные ахи и охи над своей макушкой.
Помню, как рыдала года в четыре, когда мама остригла меня под мальчика в очередной раз, наврав, что отрежет совсем чуть-чуть, а мне очень хотелось косичку как у других девочек. Мама же считала, что волосы надо стричь, чтобы густоту набрали. На самом деле, подозреваю, что ей не хотелось возиться с мытьем и причесыванием моих волос, с короткими справляться проще.
И по сей день мне отрастить волосы сложно - быстро секутся. Парикмахер уверяет, что мой потолок - французская длина, 10 см ниже плеч. Но мне удалось ценой постоянного ухода и приема витаминов отрастить их ниже лопаток. Наконец-то, чудо!
Пришла недавно освежить кончики, показала мастеру, до каких пор резать. Максимум 5 см! А она с шутками и прибаутками отрезает в три раза больше! Все мои труды насмарку! При этом она знает, как трепетно я отношусь к каждой волосине.
И вот после этого я подумала - а что вообще происходит? Почему я каждый раз умоляю ее не отрезать много? Сижу в кресле как на иголках? Неужели так сложно отрезать столько, сколько клиент просит? Ну хочу я длинные реденькие волосы -- ей-то что? Это мне с ними ходить. Или это ее оскорбляет как мастера со своим видением?
Причем пока я не отрастила длинные волосы, мастер как-то более лояльно относилась к моим просьбам стричь поменьше, спорила, уговаривала, но в итоге делала так, как я просила. Потому я и ходила к ней. Что ж, больше не пойду.
И не столько волос жалко, сколько обидно, что не считаются со мной. В целом, все это пустяки, но ведь с них и начинается сохранение своих границ, верно?"
Мой ответ:
Какие уж пустяки. Вы попали в обработку к садистке. Не громкое ли заявление? Нет, и вот почему.
- Она в курсе вашей болезненной предыстории, а значит, знает кратчайший путь сделать вам плохо. И даже если вы не рассказывали ей, как вас с детства гнобили родственницы, садист легко это понимает по нашей сфокусированности на какой-то теме. Вы раз за разом обсуждаете свои тонкие волосы и настаиваете на определенной длине. Ну, все ясно, куда целиться.
- Она раз за разом игнорирует ваши просьбы. Тут уж трудно списать это на забывчивость или «рукожопость». Речь идет о сознательном причинении вреда.
Бывает, что человек делает нам плохо нечаянно или по незнанию. Мы и сами можем так поступить — без всякого умысла.
Но действия вашего мастера сознательны и целенаправленны. Она знает: это беспроигрышный способ вызвать у вас не просто досаду, но и отчаяние, причем продолжительное. И эти эмоции — самая лакомая для нее пища.
Садист будет атаковать именно то, что для нас наиболее ценно. Ему нравится обнулять наши результаты, убивать наши мечты, радость.
Если мы комплексуем из-за полных ног — порниха-садистка «нечаянно» промахнется именно с длиной юбки.
Если мы шьем особенное платье на ответственное мероприятие — она обязательно вытворит нечто такое, из-за чего мы либо не получим платье, либо получим совсем не то, что ожидали.
Визажист раскрасит вас как Петрушку именно на вашу свадьбу, а автохам специально въедет в лужу рядом с нарядной, радостной женщиной.
«Не нравится — не ной, а уйди»
Наверно, вам обидно еще из-за того, что многие не усматривают в поведении мастера большой проблемы. Наоборот, они видят проблему в вас. «Не нравится — смени ее, «делов»-то. Но ты продолжаешь колоться, плакать, но есть кактус», - говорят такие люди.
И вот мы думаем: в самом деле, почему я все еще хожу к этому мастеру? Это ж не муж-психопат и не любовник-нарцисс, от которых мы эмоционально зависим.
Между тем, здесь работает точно та же схема. Садист не начнет беспредельничать сразу — ему нужно приручить вас — то есть, обольстить.
Также садист не будет жестить из раза в раза — чего доброго, вы и вправду сбежите. Он будет вести себя то «плохо», то «хорошо», даря вам надежду. И даже подыгрывая вам! Вот и ваша мастер «позволила» вам отрастить волосы и бурно этому порадоваться, а сама предвкушала, как скоро и больно она вас «приземлит».
Она знает, как задержать вас подольше.
Вот этими «шутками-прибаутками», о которых вы пишете.
Обманными обещаниями сделать так, как вы хотите.
Или то слыша, то не слыша вас. Например, после неудачной стрижки она сделает удачную. Это будет ее вариант сахарного шоу, после которого вы решите, что мастер может, когда захочет, и наконец-то, вы «притерлись».
Как стоит поступать с людьми, которые «не слышат» нас и причиняют нам боль? Правильнее всего, не рисковать дальше, а искать им замену после первого же «недоразумения». Но тут обычно включается тот же механизм, что и со всеми нарциссами. Нам кажется, что это разовое происшествие. А до этого-то все было прекрасно. Ну, значит, и дальше будет отлично!
Остановитесь. Проанализируйте поступок человека. Вы говорили мастеру, что нельзя много срезать? Говорили. Но она пошла наперекор вашей просьбе.
Послушайте, что она говорит в свою защиту. Настаивает на своей правоте? Ну, это точно досвидос. Приносит извинения? Можно выслушать их и уйти с концами. А можно выслушать и посмотреть, как она проявит себя дальше.
Однако второй подобный инцидент должен стать для вас настойчивым сигналом для ухода. Расценивайте это как повторный Ледяной душ, за которым последуют Закручивание гаек и Соковыжималка.
Об этапах деструктивного сценария, который един для всех типов отношений со злыми людьми, я подробно рассказываю в 1 томе трилогии «Бойся, я с тобой». Купить - https://www.wildberries.ru/catalog/14282583/detail.aspx?targetUrl=XS
О том, как устроены садисты, я рассказываю во 2 томе «Бойся, я с тобой». Купить - например, здесь https://www.wildberries.ru/catalog/72785073/detail.aspx?targetUrl=XS
«Больное место с детства»
Мне кажется, что вы, как и ваша мама пострадали от систематического обесценивания бабушки и тети. Учитывая продолжительность и масштаб этих ахов, я бы назвала это травлей.
Сначала они измывались над вашей мамой, внушив ей представление об ее физической ущербности. Затем все вместе — уже с ней — начали третировать вас. Вам из воздуха сотворили «больное место».
Вслед за ними вы приучились считать волосы своим «наказанием», вопиющим недостатком. А ведь это всего лишь ваша индивидуальная особенность, которую разумнее всего научиться принимать. Посмотрите вокруг: есть сколько угодно привлекательных людей, не обладающих шевелюрами Тины Тернер или Джима Моррисона. :)
...Мы не выбираем, с какой внешностью родиться. Но в любой своей особенности можно научиться видеть уникальность, «изюминку». И, конечно, это напрямую зависит от того, как к этому отнесутся наши родители.
...У поэтессы Анны Ахматовой был очень своеобразный нос. Но вы когда-нибудь слышали о том, что он уродлив? Наоборот, Ахматова «носила» этот нос с царственным достоинством, а художники и фотографы особенно любили изображать ее в профиль. Этот нос стал ее визитной карточкой, неотъемлемой частью ее неповторимого имиджа…
...А у вас есть особенности во внешности? Как вы к ним относитесь? Как думаете, почему у вас сложилось именно такое отношение? Жду ваших писем (можно с фото) на tatkokina@yandex.ru!
О том, как токсичные родители прививают нам многочисленные комплексы, читайте в моей книге "Моя токсичная семья".