Найти тему
Smart Simulation

Трансполярная магистраль И.В. Сталина

Оглавление

Существует множество нереализованных проектов в сфере железнодорожных путей. И если вы увлекаетесь данной тематикой, то явно слышали про так называемую "Мертвую дорогу" или же Трансполярную магистраль. Ну, а если вы не знакомы с историей данной железной дороги, то предлагаем вам кратко с ней ознакомиться.

Трансполярная магистраль — проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки. Как правило, в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Дорога так и не была закончена, а построенные участки были соединены с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу.

Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина
Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина

Трансполярная магистраль была задумана в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов реализации проекта Великий Северный железнодорожный путь. В 1947—1953 годах Главным управлением лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР строился участок железнодорожного пути «Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка». Дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке «Елецкий — Харп» пересекает Полярный Урал. В настоящее время работающий участок заканчивается в Лабытнанги, далее проходит по болотистому северу Западно-Сибирской равнины. Конечный участок «Ермаково — Игарка» также находился за Северным полярным кругом.

Для производства работ уже 28 апреля были сформированы строительные управления №501, ведавшее возведением магистральной ветки, и №502, занимавшееся работами по морскому порту. Когда начался второй этап возведения Трансполярной магистрали, то управление №502 включили в состав аналогичного подразделения №501. В это же время в Играке сформировалось управление №503, которое должно было тянуть железную дорогу с противоположной, восточной стороны.

В стройке магистрали принимали участие не только заключённые, но и вольнонаёмные, комсомольцы и прочие любители.

Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина
Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина

Почему же данную магистраль прозвали "Мертвая дорога"?

Дело в том, что дорога строилась в экстремальных природных условиях и с максимальной скоростью, которая была возможно с учётом сезонности. Зимой работников засыпало снегом и мучило морозом, а летом их одолевали дожди, грязь и насекомые. Магистраль сооружалась в условиях вечной мерзлоты. После наступления плюсовых температур в Западной Сибири начиналось активное таяние верхнего слоя почвы и вечной мерзлоты под ним, что приводило к деформации дороги, и ее приходилось реконструировать. После смерти Сталина, рабочие были эвакуированы, поскольку железная дорога оказалось стране не нужна.

Всего, при постройке железной дороги, было потеряно 3,2 млрд рублей, а количество жизней точно уже не установить. Многие материальные ресурсы были просто брошены на местах стройки. Дорога была обречена. Крайне низкое качество строительства и климатические условия вызвали ее стремительное разрушение.

Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина
Источник фото: Интернет-журнал удивительных, познавательных и смешных история "Полезные заметки". Автор: Эдуард Щербина

Современное состояние

Сегодня имеется множество планов по строительству железных дорог в этой части Сибири, они носят единое название «Северный широтный ход». В целом, к настоящему времени, проект собирается по кусочкам, и примерно реализован на треть. Многое уже сделано и остается верить в то, что грандиозный проект по строительству Трансполярной магистрали в скором времени будет успешно завершен.

Это лишь малая часть истории этого проекта. Мы лишь поверхностно познакомились с ней. Но надеемся, что вам было интересно. Не забывайте поддерживать наш канал: подписывайтесь, ставьте лайки и комменируйте!

Традиционно Ваши, Smart Simulation!