Найти тему
Сергей Петров

Жертвоприношения детей в иудаизме: Законодательные тексты 4

Наконец, темы первородных касаются и девтерономисты:

«Всё первородное мужского пола, что родится от крупного скота твоего и от мелкого скота твоего (kol habbəḵor ’ašer yiwwaled biḇəqarəḵa uḇəṣo’neḵa hazzaḵar), посвящай (taqdiš) Яхве, богу твоему: не работай на первородном воле твоем (bəḵor šorəḵa) и не стриги первородного из мелкого скота твоего (bəḵor ṣo’neḵa); перед Яхве, богом твоим, ежегодно съедай это ты и дом твой, на месте, которое изберёт Яхве. Если же будет на нём порок, хромота или слепота или другой какой-нибудь порок, то не приноси его в жертву Яхве (lo’ tizbaḥennu lyhwh), богу твоему, но в воротах твоих ешь его; нечистый, как и чистый, могут есть, как серну и как оленя, только крови его не ешь: на землю выливай её, как воду» (Втор. 15, 19-23).

Существенное отличие данной формулировки от всех рассмотренных нами ранее заключается в отсутствии всякого упоминания о первородных от людей. Посвящаются Яхве только первородные мужского пола от чистого скота. Если они не имеют порока, то должны приноситься в жертву и съедаться иудеями во время ежегодного паломничества (вероятно, в праздник Суккот) в «месте, которое изберёт Яхве» (под которым в Иудее понимался Иерусалимский храм), если же у них есть порок, то они подлежат профанному убою (с обязательным выпусканием крови) и съедению по месту жительства иудейской семьи.

В девтерономических текстах вообще отсутствует утверждение о том, что первородные сыновья принадлежат Яхве, а, следовательно, и требование об их выкупе. Кроме того, Книга Второзакония в рассказе об Исходе умалчивает об убиении египетских первенцев и замене еврейских первенцев агнцами, что можно объяснить стремлением девтерономистов исключить понимание пасхальной жертвы как замены жертвы всесожжения первенца. С этим стремлением связано требование Книги Второзакония варить (bašal), а не жарить (ṣala) пасхального агнца: «Заколи пасху (tizbaḥ ’et-happesaḥ)…, свари (biššalta) и съешь» (Втор. 16, 7). Жреческий же закон настоятельно требует, чтобы агнец был зажарен, а не сварен: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне (ṣəli-’eš); … не ешьте от него… сваренного в воде (bašel məḇuššal bammayim), но ешьте испечённое на огне (ṣəli-’eš)» (Исх. 12, 8-9).

Обычай же детских жертвоприношений, наряду с другими «мерзостями», девтерономисты приписали мифическим «ханаанеям», которые и «испортили» ими в прошлом евреев: «Не делай так Яхве, богу твоему (lo ta‘aśe ḵen lyhwh ’eloheḵa), ибо все мерзости (to‘aḇat), которые ненавидит Яхве, они делают богам своим (‘aśu le’elohehem): они и сыновей своих и дочерей своих сжигают в огне богам своим (yiśrəp̄u ḇa’eš le’elohehem)» (Втор. 12, 31); «Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Яхве, бог твой, тогда не научись делать мерзости (to‘aḇot), какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь (ma‘aḇir bəno uḇitto ḇa’eš), ворожея (qosem qəsamim), прорицатель (mə‘onen), гадатель (mənaḥeš), чародей (məḥaššep̄), обаятель (ḥoḇer ḥaḇer), вопрошающий духа отца и вещего духа (šo’el ’oḇ wə-yiddə‘oni) и обращающийся к мёртвым (doreš ’el-hammetim); ибо мерзок (to‘aḇat) перед Яхве всякий, делающий это» (Втор. 18, 9-12).

Если авторы текстов другого происхождения признают традиционное право Яхве на еврейских первенцев и требуют его удовлетворения путём жертвоприношения или замены (денежным выкупом, пасхальным агнцем, левитами), то девтерономисты отрицают существование такой традиции внутри еврейской религии в принципе. В этом, как и во многих других случаях, из всех идейных течений, отражённых в Пятикнижии, девтерономизм представляет наиболее решительный разрыв с языческим прошлым иудеев.

См. тж.:

https://ridero.ru/books/vot_b-gi_tvoi_izrail/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/141529705/

https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/vot-b-gi-tvoi-izrail-yazycheskaya-religiya-evreev/

https://www.amazon.com/dp/B0742K7PX8