Общеизвестно, что первые призывы о принятии Ислама достигли территории современного Казахстана уже в VIII веке, когда после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тысячи его сподвижников, общая численность которых по некоторым данным могла достигать 124 000, отправились в далекие и неизвестные края с проповедями о Единобожии.
Помимо них, основополагающий вклад в распространение Ислама на землях тюрков-кочевников внесли проповедники из только что созданного на границах языческого мира Аббасидского халифата (750-1258 гг.), который в период своего расцвета включал в свой состав обширные земли, протянувшиеся от Алжира и Сицилии на западе до Ганга на востоке.
Так, один из ранних и задокументированных эпизодов, описывающих появление на землях тюрков арабов-мусульман, относится к знаменитой битве у реки Талас (иначе – *Атлахская битва) в 751 году.
В том значимом для нас, да и всех наших южных соседей сражении арабо-тюркское войско под командованием аббасидского полководца Зияда ибн Салиха нанесло поражение армии империи Тан. Ни много ни мало, благодаря союзу арабов и тюрков была остановлена экспансия китайцев на запад, ведь китайские войска после этого не появлялись у границ Средней Азии почти тысячу лет (до разгрома джунгаров и создания Синьцзяна).
4 основных последствия битвы:
1 – распространение Ислама в регионе;
2 – обретение карлуками независимости от Китая и создание Карлукского каганата;
3 – восстановление уйгурами своего государства в Восточном Туркестане;
4 – раскрытие пленными китайцами секрета производства бумаги, налаживание в Самарканде ее выпуска, создание бумажных цехов сначала на Ближнем Востоке, а затем и в Европе.
Почти два столетия спустя, по мере постепенного увеличения числа кочевников-мусульман, в первой половине Х века Ислам принимает основатель и первый каган Караханидского государства Сатук-Богра-хан, взявший себе имя Абдулкарим (историк Курбанали Халид в своем сочинении «Тауарих хамса» передает имя кагана как Садык).
Сын Сатука Муса в 955 году объявил Ислам государственной религией Караханидского каганата. Именно при нем произошел массовый переход тюрков Жетісу в религию Аллаха. По распространенной версии, Ислам тогда приняли «200 тысяч шатров» (в пересчете на людей это порядка 1 миллиона человек).
За свою неустанную борьбу с агрессией язычников (в частности, буддистов и конфуцианцев), вклад в развитие водного хозяйства и системы дорог в самом Кашгаре и на прилегающих к нему территориях, основание школы и библиотеки Муса Арслан-хан получил титул «Шихаб ад-дауля уа захир ад-да'уа» («Свет державы и опора призыва к вере»).
Как отмечают историки, его жизнь была связана с постоянными войнами за Ислам, о которых также можно узнать из произведения «Диуан-и луғат ат-турк» («Словарь тюркских языков»), созданном другим известным тюрком-мусульманином – Махмудом Кашгари.
В целом, по мнению доктора исторических наук и профессора КазНУ им. Аль-Фараби Назиры Нуртазиной, «обращение в Ислам в таком крупном тюркоязычном государстве Центральной Азии, как Караханидский каганат, которое было инициировано его основателем, выдающимся политическим деятелем и полководцем Сатуком Богра Кара-ханом, было показателем духовной зрелости тюркоязычных кочевников Восточного Туркестана и Жетысу, принявших решение интегрироваться в лоно интеллектуально и технологически превосходящей цивилизации Ислама; одновременно это знаковое событие стало сигналом для массового перехода в новую религию тюркских племенных союзов в других регионах Центральной Азии».
Описанный мною временной период является временем активного распространения Ислама на огромных территориях, исконно населявшихся различным тюркскими народами и племенами. Это время, когда лучшая из религий начала укореняться в сознании и жизненном укладе наших предков, предопределяя будущее казахов прежде всего как исламской нации.
На этом фоне вызывают невольный диссонанс высказывания разного рода националистов и адептов языческих культов, а также прочих антиисламских групп и личностей, утверждающих о "новизне" Ислама для тюрков и "чуждости" арабской культуры, вкупе давших нам настолько много, что даже выражая свою ненависть к Исламу на казахском языке, они говорят это арабизмами.
Примечания:
¹ Город Атлах отождествляется с городищем Жуантобе, которое, согласно ЮНЕСКО и другим источникам, находится в 150 км к западу от Тараза и в 30 км к северо-западу от древнего Исфиджаба и нынешнего Шымкента. После делимитации казахстанско-кыргызской госграницы этот участок по реке Талас отошел к Кыргызстану. 7 мая 2021 года братья-кыргызы презентовали у себя «Монумент Таласской битвы».
² Караханиды – это условное название государства, впервые предложенное в 1874 году. До этого в западной историографии было принято называть эту страну государством илек-ханов или табгач-ханов. Официально в арабоязычных документах Караханидское государство называлось Ал-и Афрасийаб ал-Хаканийа. Китайцы называли Караханидов Хэйханьчао (династия Черных ханов).
Автор: Бекзат Қанатұлы
Источник
Опубликовано: muslimlife.info