Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все фильмы Хуана Антонио Байоны (+ Кольца Власти): от худшего к лучшему

Оглавление

Хуан Антонио Байона на протяжении почти 10 лет своей кинокарьеры был известен лишь в узких кругах. Начинал он с постановки европейского фильма "Приют", который даже добился небольших успехов в США. Это позволило Байоне пробиться в Голливуд и поставить камерный фильм-катастрофу "Невозможное" с Наоми Уоттс и Юэном МакГрегором. Фильм всем понравился и хорошо выступил в прокате, после чего постановщик приступил к созданию нестандартной драмы "Голос монстра". Байона вновь получил за свою работу положительные отзывы от критиков и зрителей, после чего подписался на "Мир юрского периода 2". И хотя очередное паразитирование на этой франшизе пробило целый миллиард, но хвалить постановщика было особенно не за что. И после он не снял еще ни одного полнометражного фильма. И я заприметил Хуана Антонио Байону для статьи довольно давно, но у него было слишком мало фильмов, а нового ждать было очень долго. И я решил немного отойти от стандартного формата, добавив в список один из самых ожидаемых сериалов года - "Властелин Колец: Кольца Власти". Мне очень хочется обсудить сериал, но до выхода финальных серий еще долго, поэтому буду говорить только про эпизоды, где постановщиком стал именно Байона ( это, собственно, первые два эпизода). Ну и про метод расстановки. Я расставил все фильмы режиссера от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

5. Мир юрского периода 2 (2018), (62+62+(47+51)/2)/3=57.66

На последнем месте расположился действительно не очень удачный, даже я это признаю, "Мир юрского периода 2". Но начну с плюсов. Во-первых, сюжет в кое-то веки придумали довольно-таки оригинальный. На острове Нублар проснулся некогда спящий вулкан, так что теперь главным героям придется всех этих ящеров спасать ( да, со стороны сценария это тупо, но хотя бы относительно оригинально). Во-вторых, идея сосуществования динозавров и людей в одном мире занятная ( хотя здесь тоже есть заметный изъян, ведь в конце на свободу вышло штук 20 динозавров, а их истребить труда не составит). Ну и в третьих, графон. Мне просто нравятся фильмы про динозавров, потому что с большим бюджетом это смотрится круто и красиво. И хотя здесь снова людишки во главе истории, но динозавров много, хотя они совсем уж стали фоном в этой истории. Ну и плюсы закончились достаточно быстро. Худшей же частью второго Мира можно назвать повторение всего и беспросветное использование заплесневелых клише. Пусть сначала я говорил, что у картины есть оригинальный сюжет, но на этом вся "уникальность" заканчивается. Кино просто состоит из вопиющих штампов. Герои заново проходят свои арки; в злодеях у нас самый наискучнейший мужик на свете; хищники убивают только плохих людишек, а до главных героев медленно тянутся когтистой лапкой, чтобы, не дай бог, не поранить. А самим героем после этого фильма нужно было бежать в казино и срывать куш за кушом, потому что их везению в этом фильме позавидует даже Домино из "Дэдпула 2". Ну и даже не знаю, вроде бы фильм классно справляется со своей главной задачей. Он вдоволь показывает свои главные козыри, играет с чувствительными зрителями, не скупается на эпик и масштаб, но многое меркнет на фоне общей унылости картины, так что даже я, кто чуть ли не всем предыдущим частям готов поставить 10 из 10, от этого фильма остался не вполне доволен, 7 из 10.

4. Властелин Колец: Кольца Власти (2022), (56+67+(84+71)/2)/3=66.83

-2

Еще за полгода до выхода сериал уже обсыпали кучей нелестных отзывов, критикуя буквально все. На выходе же сгорели чуть ли не все любители фильмов Питера Джексона, из-за чего даже пришлось заблокировать функцию по оставлению отзывов о сериале. Я же сериал не особо ждал даже в тот момент, когда его начал хоронить каждый второй. И я, посмотрев первые два эпизода, не испытывал какого-либо негатива по отношению к ним. Да, особенно на фоне только вышедшего "Дома драконов" история смотрелась достаточно скомкано и слабо, но в целом было смотрибельно. Но я все же не хочу составлять свое мнение на основе всего двух эпизодов, поэтому полноценную рецензию выкачу только тогда, когда выйдут все серии. Сейчас хотелось бы обсудить исключительно режиссуру Хуана Антонио Байоны. Не секрет, что Кольца Власти стали самым дорогим сериалом в истории, без особых усилий обогнав "Игру престолов" или ее новый приквел. И если уж история подкачает, то хотя качество графона должно быть волшебным. И от визуала у меня достаточно двоякое впечатление. Во-первых, я не увидел фирменного почерка режиссера. Сериал больше похож на студийный проект, где лишь в паре сцен дали Байоне поиграть в главного. Если визуал в картинах постановщика мог даже без диалогов показать настроение героев, то тут таких сцен нет ( разве что в начале солнечные лучи из всех утюгов, но это спорный пример). От сражений героев в целом те же впечатления, что и от "Лиги справедливости Зака Снайдера". Графон есть, его много, он весьма красочный, но вес совершенно не чувствуется. Когда героя что-нибудь откидывает в стену, то он бестелесной куклой летит по воздуху, не воспринимаясь настоящим. Графика вообще до неприличия вылизана - что красиво, но благодаря такому цветокору даже 30 млн баксов показывают откровенную зеленку. В происходящее просто не веришь - видно, что Галадриэль лазает не по ледяным скалам, а кускам пластика вперемешку с зеленым экраном. Постановка тоже оставляет желать лучшего. Монтаж слишком стремительный и не дает сполна насладиться картинкой. Из-за этого не обошлось и без ляпов, когда откровенно компьютерная тварь пропадает между кадрами. Экшен в целом тоже не особо впечатляет. Самое начало выглядело великолепно ( с разъяснением общей подоплеки происходящего), но кончилось это все довольно быстро. Еще мне очень понравился затяжной заплыв Галадриэль, когда за ней гнался монстр, а камера постоянно ее преследовала, то опускаясь под воду, то поднимаясь над водой. В целом в плане визуала сериал выглядит довольно красочно, но весьма безвкусно и не на свои деньги. Пока что первые две серии оказались более менее нормальными, посмотрим, что сериал покажет в итоге.

3. Приют (2007), (71+74+(87+74)/2)/3=75.16

-3

Как можно заметить, имя у режиссера отнюдь не американское, а если бы точнее, то Байона - испанец. Поэтому его дебютная работа в кино снята в Испании с испанскими актерами, разве что Warner выступили дистрибьютором. И я бы сказал, что это единственный фильм в карьере режиссера, который показался мне спорным. Дело в том, что я очень не люблю истории, где есть ребенок с паранормальными способностями, "сбегающим" от своих не родных родителей в какой-то фэнтези-триллер в стиле раннего дель Торо. "Приют" мне напомнил "Сайлент Хилл" ( который, к слову, тоже не понравился) и частично "Звонок" Гора Вербински. Сын главной героини на бОльшую часть фильма пропадет, а она, в свою очередь, будет маниакально по всюду его искать, попутно страдая от паранормальщины. У такого сюжета есть много интерпретаций, но ни одна из них мне пока что не заходит в силу примитивности и однообразности. Даже не знаю, что еще про "Приют" можно сказать. Да, режиссура Байоны в его дебюте тоже весьма хороша, хотя в целом фильм не отличается ярко выраженным стилем, чем может похвастаться "Голос монстра" или "Невозможное". В итоге я бы поставил 6 из 10, воспринял кино совершенно без негатива, хотя вряд ли с таким сюжетом можно было бы сделать лучше.

2. Голос монстра (2016), (74+74+(86+76)/2)/3=76.33

-4

Перед просмотром я не ожидал от "Голоса монстра" чего-то хорошего. Судя по промо, это должно было быть очередное фэнтези про ребенка, который завел дружбу с волшебным существом, поэтому они вместе будут искать приключения в необычной стране. Что-то в таком духе в том же 2016 показал Стивен Спилберг со своим "Большим и добрым великаном". И хотя "Голос монстра" тоже держится на довольно-таки простой истории, но все же мне он показался немного глубже и смелее. Бедный главный герой не находит спасения в сказочном мире фэнтези. Этот древесный монстр так и вовсе является ему во сне и никак не помогает ему с его проблемами, поначалу, по крайней мере. Главный герой по большей части проводит время в обычном мире, постоянно рефлексируя по тому или иному поводу. И если похожие ленты по большей части сохраняют позитивный настрой, то "Голос монстра" буквально пропитан депрессией. Главным образом этому способствует режиссура Хуана Антонио Байоны. Кино явно не требует особых навыков и в целом не имеет каких-то революционных решений, но при всем при этом "Голос монстра" смотрится просто невероятно кинематографично. Хотя в карьере Байоны есть и дорогущий "Мир юрского периода 2", и самый дорогой в истории сериал, но при этом я считаю, что его лучшей работой именно по части режиссуры является этот фильм. Он так хорошо снят, что за счет картинки прекрасно передает эмоциональное состояние героя. Также весьма недурно показан в фильме и сам монстр. Он не был целиком и полностью нарисован при помощи зеленки - были изготовлены декорации рук и головы, что определенно смотрится намного лучше и мрачнее глянцевого графона. Ну и история, несмотря на клише, работает вполне себе хорошо. Главный герой вызывает сочувствие, в конце его действительно было жалко. Так что в целом мне фильм на удивление понравился. И вряд ли понравился бы, если бы не Хуан Антонио Байона, который и сделал кино успешным.

1. Невозможное (2012), (79+75+(81+73)/2)/3=77.0

-5

Еще до просмотра фильма я слышал, что его начало с нашествием цунами признается одним из самых реалистичных для такого малобюджетного проекта, так что уже был настроен на атмосферную драму с элементами катастрофы. Но в итоге "Невозможное" превзошло все мои ожидания. Я был уверен, что хотя бы первые полчаса нам будут представлять персонажей, но общий замес с трагедией начался удивительно рано, а после началась просто невероятная сцена последствий цунами. Снято все просто божественно. Мне кажется, что действительно талантливые режиссеры умеют снимать сумбур так, что камера может трястись, но на экране при этом можно уловить суть. И "Невозможное" как раз из такой оперы - в фильме приветствуется ручная съемка с вытекающей оттуда тряской, которая только способствует сближению с героями, а не раздражает дешевизной. Также мне очень нравится то, как режиссер с монтажером выстраивают кино ( далее будут спойлеры, но как никак с премьеры 10 лет прошло). Кино сначала акцентирует внимании на матери и одном сыне, не показывая остальных членов семьи до последнего. То есть, история играет на типичных клише Голливуда, как бы давая зрителю поразмышлять - живы не только Лукас с мамой, а вся семья, как любит Голливуд, или наоборот, что в Голливуде не приветствуется. И эта интрига держится настолько долго, что уже самому не верится, что вся семья и вправду жива. И это повторяется трижды. Актеры тоже в своих образах просто великолепны. По сути, все они почти 2 часа хронометража просто страдают на камеру, но как же божественно это делают. В остальном же хочется еще немного похвалить Хуана Антонио Байону. Постановщик в этом фильме отличился невероятно кропотливой работой над фильмом - для 45 млн бюджета он поставлен намного дороже. На экране прекрасно передается весь тот ужас, который выпал на плечи главных героев. "Невозможное" смотрится визуально богаче чуть ли не всех фильмов 2012 года - от третьего "Темного Рыцаря" до "Мстителей". Но от блокбастеров отличается и прекрасно проработанной драмой. Каждому герою сопереживаешь, потому что в каждой второй сцене один из персонажей находится на волоске. Единственный минус - все-таки без голливудских ценностей не прошли, и в итоге никто из семьи не умер ( хотя после воссоединения пятерки на душе сразу легче стало). В итоге же это явно самый лучший фильм в карьере Байоны, да и в 2012 году явно один из лучших.

Подводя итог, можно сказать, что лучше всего Хуан Антонио Байона чувствует себя в камерных фильмах про семейные отношения. "Голос монстра" был отличной картиной, "Невозможное" так вообще шедевр, на мой взгляд. И пусть я не взлюбил "Приют", но критики и зрители остались довольны. А вот "Мир юрского периода 2" или Кольца Власти были уже студийными проектами, где даже к постановке появляются вопросы. Мне же жаль, что такой перспективный режиссер с 2016 года не делал проекты для себя, а влипал в непонятные блокбастеры. В планах у Байоны пока не значится ни одного проекта, но надеюсь, что в будущем он ещё себя покажет. Следующее От худшего к лучшему будет по 20 самым кассовым фильмам студии Paramount Pictures.