Найти в Дзене

Алексей Малинин: "Полицентричный мир через призму ШОС"

Изображение: © POOL
Изображение: © POOL

15 сентября в Самарканде прошёл первый день саммита Шанхайской организации сотрудничества. На первый взгляд, может показаться, что новость достаточно рядовая, ведь это уже 26-ая встреча государств-членов ШОС, однако если внимательно проанализировать, то станет понятно, что мир переживает значительные геополитические трансформации.

Во-первых, стоит обратить внимание на рекордное количество глав государств, принявших участие в саммите, в том числе руководителей стран-партнёров по диалогу (неполноправных членов ШОС). Это первый показатель того, что перспективность подобного формата растёт. Это доказывают и конкретные результаты: например, Китай и Узбекистан подписали торгово-экономические соглашения на сумму 15 миллиардов долларов. А ведь закончился только первый день. Во-вторых, в этом году к организации в статусе полноправного члена присоединится Иран, и вот на этом хочется остановиться поподробнее.

ШОС является одним из крупнейших евразийских экономических и геополитических объединений, в котором в той или иной форме собрано большинство крупных игроков этого макрорегиона. Естественно, между некоторыми из них были и сохраняются разные противоречия: тут и сложности между Ираном и Турцией в части сирийского конфликта, давний территориальный спор из-за Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном, тибетский вопрос и не только он между Китаем и Индией — на этом список не заканчивается. Однако страны-члены ШОС как укрепляют всестороннее сотрудничество внутри организации, так и работают над ее расширением, ведь Иран далеко не последний, кто намерен присоединиться к этому объединению. Египет, Саудовская Аравия и Катар получают статус партнёров по диалогу, Бахрейн и Мальдивы готовятся к этому.

Подобное усиление ШОС, несмотря на все противоречия между странами, явно обусловлено не только сугубо экономической выгодой. В этом году ШОС активно набирает обороты в геополитическом контексте и по более фундаментальным причинам.

2022 год стал переломным в мировой политике. События на Украине привели к тому, что прежний однополярный миропорядок, может, ещё не разрушился, но серьезно пошатнулся и, кажется, этот «фундамент» починить уже не удастся, и процесс необратим. Россия своими действиями на Украине показала всему миру и, прежде всего, Западу, что не станет закрывать глаза на явные попытки посягнуть на ее стратегическую безопасность. В излюбленной США и НАТО схеме «пообещать-нарушить договорённости-пообещать снова» появился ещё один пункт — «получить своё». Не исключено, что через какое-то время и Китай устанет терпеть возобновившиеся летом этого года попытки США вмешаться в его внутренние дела. Иран также уже не первый год борется с западными санкциями. Показательно, что Турция, несмотря на свой статус члена НАТО, регулярно подвергается давлению США из-за своих внешнеполитических решений.

Но какой новый миропорядок может предложить Россия и другие члены ШОС? Ответ на этот вопрос можно сформулировать уже сейчас.

В мире, в котором за последние десятилетия возник целый ряд региональных и мировых центров силы, уже не может существовать только один «царь горы». Выстраивание мировой системы стратегической безопасности, преодоление финансовых кризисов, эффективная борьба с терроризмом и решение многих других проблем возможно лишь при формировании полицентричного мира, баланс в котором будет обеспечиваться не фиктивным, а настоящим соблюдением международного права, причём «арбитр» для этого уже давно есть — ООН.

Именно такой подход Россия последовательно продвигает. В этом году, учитывая беспрецедентную турбулентность в международной политике, наиболее активно. И, судя по высказываниям участников саммита ШОС, подобный подход находит положительный отклик в Евразийском пространстве.

Алексей Малинин, политолог, член Экспертного клуба "Дигория"