Найти тему
Александр Долгих

"Туп или даровит?" — как оценивали школьников в царской России

Церковно-приходская школа в дореволюционной России.
Церковно-приходская школа в дореволюционной России.

Сегодня у нас в школах как бы пятибалльная система оценивания, хотя по факту "единицы" в журнал никто не ставит, а "двойка" за четверть или год — этот нонсенс, катастрофа в школьном масштабе. Детей на второй год тоже перестали оставлять, так что по сути в школе есть только три оценки: 5 — молодец, способен думать или зубрить, 4 — хорошо, что-то где-то слышал, с подсказками учителя может что-то рассказать или решить, 3 — плохо. Причем тройку ставят всем: и тем, кто немного не дотянул до четверки и тем, кто туп, как пробка, и не может даже двух слов связать.

Но так было не всегда. Вообще балльная система оценивания учеников впервые была применена у иезуитов ещё в XVI-XVII и имела гуманную цель заменить собой систему телесных наказаний учеников. Потом балльная система была применена в средневековой Германии. Она была трёхбалльной и обозначала разряд, к которому относился ученик. 1-й разряд — лучший, 2-й разряд — средний, 3-й разряд — худший. Понятно, что середнячков было больше других, поэтому их стали делить на дополнительные разряды. Так получилась пятибалльная система.

Когда-то система оценивания действительно была 5-балльной, с "единицей" запросто могли отправить домой.
Когда-то система оценивания действительно была 5-балльной, с "единицей" запросто могли отправить домой.

Впоследствии она перекочевала и в школы Российской Империи. Правда, у нас учеников на разряды не делили, а баллами оценивали знания по предметам. Вообще же российская система образования пережила много разных систем оценивания. Были 3-, 5-, 8-, 10- и 12-балльные системы. Но в период правления Анна Иоанновны (30-40-е годы XVIII века) и до реформ Николая I ( вторая четверть XIX века) в Российской Империи оценки были словесными и очень разнообразными. По сути, это была краткая и очень чёткая характеристика ученика.

Аттестат 1917 года. 10-балльная система оценивания.
Аттестат 1917 года. 10-балльная система оценивания.

Так, например, в сохранившихся списках 1821 года Воронежского уездного училища 58 учеников были оценены по трём параметрам: способностям, прилежанию и поведению.

По способностям характеристики были такими: 7 человек — «туп», 4 человека — «средствен», 22 человека получили отметку «понятен», 12 — «способен», 12 — «остр», 1 — «даровит».

По прилежанию: трое получили характеристику "очень ленив", двое — нерадив, четверо — «ленив», ещё четверо — «не худ», трое — «с ленью», семеро — «средствен», семеро — «старается», двое — «хорош», четверо — «слаб», один — «успешен», трое — «весьма не радив», двое — «ленится», пятеро — «рачителен», четверо — «очень рачителен», один — «тщателен», пятеро — «старателен», шестеро — «прилежен».

По поведению: «хорошего» — 16, «средствен» — 1, «шалун» — 1, «кроток» — 5, «смирен» — 5, «благонравен» — 3, «резв» — 2, «скромен» — 8, «тих» — 16, «учтив и очень скромен» — 1.

Табель успеваемости одного из учеников второй половины XIX века.
Табель успеваемости одного из учеников второй половины XIX века.

Очевидно, что это ни какой-то фиксированный установленный документами набор оценок и характеристик, потому как некоторые характеристики означают фактически одно и то же, но разными словами. Например, "ленится", "ленив", "с ленью", "слаб", но тем не менее такие характеристики довольно точно оценивали ребенка и давали родителям понимание об успехах ребёнка.

-5

Были и другие оценки. К примеру: «с превосходными успехами при честном поведении», «с хорошими успехами, при добропорядочном поведении». По сути учителя индивидуально оценивали каждого, выделяя сильные и слабые стороны. Эдакая краткая характеристика.

После того, как при Николае I и Александре II поэкспериментировали с системой оценивания баллами (баллы назывались шарами), к концу XIX века вновь вернулись к мысли, что неплохо было бы оценивать учеников словесной характеристикой. Задумка была в том, чтобы давать родителями понятную оборотную связь об успехах их чад, а не абстрактную цифру.

Окончательно осуществить задумку и внедрить её повсеместно не успели из-за революции, но в одном из журналов женской гимназии подобные характеристики вместо оценок были составлены.

Женская гимназия XIX века.
Женская гимназия XIX века.

Так оценила учительница третьеклашку: "Очень несамостоятельна и равнодушная ученица. Трудно понять или разобрать, что она знает или не знает. Из письменной работы видно, что старательно учит уроки".

А вот характеристика четвероклассницы: "Чрезвычайно подвижна. На уроках не может сидеть смирно и слушать. Подвижность отражается и в письменных работах: пишет спешно, выражает мысли неполно, иногда намёками. Склонна к фальши. Успехи удовлетворительные".

Табель с оценками и характеристиками 1917 года. Фото: Ирина Яковлева, http://www.rusalbom.ru/photo/default/38779?sp=page&c=7. Расшифровка рукописного текста в табеле: 
Закон Божий – хорошо
Русский язык – сделаны заметные успехи
как в чтении, так и в письме. Летом по
возможности читать вслух каждый день.
Арифметика – Сделаны заметные успехи.
Летом надо заниматься устным счетом.
Французский язык – сделаны успехи,
но всё ещё отстаёт в чтении от класса.
Пишет удовлетворительно.
Немецкий язык - сделаны заметные успехи
Ручной труд – очень хорошо
Географические беседы – занимается с интересом
Гимнастика – хорошо
Лепка – очень хорошо
Пропущено уроков – 65, Вес – 25,7
Табель с оценками и характеристиками 1917 года. Фото: Ирина Яковлева, http://www.rusalbom.ru/photo/default/38779?sp=page&c=7. Расшифровка рукописного текста в табеле: Закон Божий – хорошо Русский язык – сделаны заметные успехи как в чтении, так и в письме. Летом по возможности читать вслух каждый день. Арифметика – Сделаны заметные успехи. Летом надо заниматься устным счетом. Французский язык – сделаны успехи, но всё ещё отстаёт в чтении от класса. Пишет удовлетворительно. Немецкий язык - сделаны заметные успехи Ручной труд – очень хорошо Географические беседы – занимается с интересом Гимнастика – хорошо Лепка – очень хорошо Пропущено уроков – 65, Вес – 25,7

После революции отметки были окончательно отменены, а результаты оценивались педагогическим составом. Можно было увидеть слова: "изучал"/"не изучал". Но вскоре пришли к выводу, что отсутствие строгой системы оценивания лишает учеников всякой мотивации, а без оценок очень сложно проводить конкурсы при поступлении в высшее учебное заведение. И оценки снова ввели.

На этом эксперименты не закончились. В Министерстве просвещения по сей день ищут новые способы оценивания учеников и проверки знаний, в определенных школах проводятся эксперименты. Так что, быть может, через какое-то время в школах снова откажутся от оценок.

Мой канал в Телеграме и вот, что ещё интересно почитать: