Найти тему
S7 Airlines

Как готовят самолет к рейсу? И другие вопросы про авиацию

Оглавление

Наши подписчики в социальных сетях часто просят рассказать, как обслуживают самолеты, как стать пилотом или бортпроводником и в целом о том, как устроена авиационная внутренняя кухня. Делимся ответами на самые частые вопросы в этом материале.

Кто и как готовит самолет к рейсу?

Все прилетающие самолеты встречают сотрудники S7 Service на перроне. Ты мог видеть их из иллюминатора: в ярком светоотражающем жилете, используя специальный язык жестов, они направляют лайнер к месту стоянки. А после — контролируют подготовку к вылету и провожают в следующий рейс.

-2

В аэропорту самолет внимательно проверяют на любые технические недочеты снаружи и внутри, заправляют топливом и питьевой водой, убирают, обеспечивают бортовым питанием, размещают багаж, груз, почту. В разные времена года появляются дополнительные задачи: например, кондиционирование летом или противообледенительная обработка зимой. Каждый процесс фиксируется в специальной технологической карте, чтобы ни на минуту не отступать от расписания полетов.

Кроме большой команды наземных служб, о самолете заботятся пилоты и бортпроводники. Только что прилетевший экипаж фиксирует любые замечания по рейсу, обязательно осматривает самолет снаружи и вносит все недочеты в бортовой журнал (логбук). Так пилоты передают лайнер своим коллегам, которые будут выполнять следующий рейс.

-3

Перед тем как подняться на борт, КВС (командир воздушного судна) и второй пилот тоже проводят осмотр самолета и изучают логбук. В кабине экипаж включает и проверяет все системы: навигация, пожаротушение, гидравлика, топливо, электрика. В это время бортпроводники проверяют аптечки и аварийно-спасательное оборудование.

Если экипаж фиксирует замечание или срабатывает сигнализация одной из систем, вызывается техник. Неисправность устранена — отлично, можно приглашать пассажиров на борт. Если же требуется более длительный ремонт, самолет остается на земле, а рейс будет выполняться на резервном лайнере.

Как экипаж готовится к полету?

Пилоты приезжают в аэропорт заранее. Первым делом — медосмотр. Если у врача есть сомнения в состоянии здоровья летчика, он может отстранить его от полета.

Далее — предполетный брифинг. Командир и второй пилот изучают документацию по самолету, погоду, обсуждают маршрут, запасные аэродромы, рассчитывают заправку топливом.

-5

Затем экипаж направляется к самолету: осматривает его снаружи, в кабине проверяет работу всех систем. Заносит в бортовой компьютер маршрут, данные по весу и топливу. Проверяет фактическую погоду, рассчитывает в специальном приложении взлетно-посадочные характеристики. КВС проводит брифинг со старшим бортпроводником. Наконец, дает разрешение пригласить пассажиров на борт.

-6

Каждый месяц пилотам направляют ростер — индивидуальный план полетов. За день летчик может успеть побывать в паре городов и вернуться домой к ужину. Или наоборот — отправиться в командировку на несколько дней. У пилотов есть ограничение по рабочему времени в течение суток, и этот показатель ни при каких обстоятельствах не нарушается. Самолетом управляет только полностью здоровый и хорошо отдохнувший экипаж.

Как готовят пилотов гражданской авиации?

Чтобы получить лицензию пилота, нужно окончить авиационный вуз или училище, сдать экзамен в Росавиации и дважды пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), которая оценивает физическое и ментальное здоровье. Пилоты проходят ВЛЭК каждый год.

Во время учебы основы пилотирования отрабатываются на небольших самолетах. Конкретные типы воздушных судов летчики осваивают уже при трудоустройстве в авиакомпанию. В S7 Airlines это Airbus, Boeing и Embraer. В процессе обучения пилоты досконально изучают все системы лайнера и главное — SOP (standard operations procedure): пошаговое руководство по всем процедурам в управлении судном. После изучения теории пилоты отрабатывают мастерство на авиационных тренажерах — full flight simulator (FFS) и выполняют тренировочные полеты на реальных самолетах.

-7

Кроме этого, изучается дисциплина CRM (crew resource management) — принципы взаимодействия членов экипажа в кабине. В авиации все общение идет на английском, поэтому знание языка — обязательное требование.

Действующие пилоты два раза в год проходят тренажерные сессии и один раз в год — проверку на маршруте.

Как проходят тренировки и обучение пилотов S7 Airlines?

Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training, одном из крупнейших в России и Восточной Европе. В нем есть тренажеры всех типов самолетов, которые использует авиакомпания.

FFS снаружи — это закрытая со всех сторон капсула на подвижных платформах, благодаря которым можно воссоздать поведение самолета и работу всех его систем как на земле, так и в воздухе. Изнутри это точная копия кабины с одним исключением: вместо лобового стекла — экраны, на которые транслируется визуализация аэропорта вылета или прилета.

-8

Кроме кресел командира воздушного суда и второго пилота, в симуляторе есть место для инструктора, который управляет тренировкой. FFS позволяет моделировать самые разные ситуации в полете. Во время тренировки включаются системы визуализации, имитации звуковой обстановки, радиосвязи. Инструктор может создать любые условия: ветер, грозу, туман, отказ одной или нескольких систем, препятствие на взлетно-посадочной полосе.

-9

Во время такой тренировки ощущения пилота максимально соответствуют реальным. Однако инструктор может в любой момент поставить полет на паузу, обсудить с пилотами важные нюансы и повторить упражнение. Во время обучения отрабатываются самые сложные сценарии, с которыми в жизни пилоты вряд ли столкнутся.

Пилоты, как и врачи, должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Говорят, что если пилот считает, что уже всё знает и учиться больше нечему, то пора уходить из авиации. Поэтому ежегодно мы проходим курсы повышения квалификации, отрабатываем всевозможные процедуры на тренажере и сдаем экзамены.
Александр Рубцов, пилот-инструктор S7 Airlines

Как готовят бортпроводников S7 Airlines?

Подготовка бортпроводников тоже проходит в S7 Training и занимает около полугода. Чтобы стать членом кабинного экипажа, специальное образование не требуется — только любовь к небу, готовность постоянно быть на ногах, менять часовые пояса и работать с людьми. Работе в каждом типе самолета бортпроводников учат отдельно, курс включает два больших комплекса навыков: аварийно-спасательная подготовка и клиентский сервис.

-10

Первым делом будущие бортпроводники изучают, каким аварийно-спасательным оборудованием оснащен самолет и как им пользоваться. После теории тренируются проводить эвакуацию на земле, на воде, справляться с пожаром на борту, разгерметизацией, оказывать первую помощь и даже принимать роды. И действовать быстро, слаженно и по инструкции в любых обстоятельствах.

-11

В S7 Training есть салонные тренажеры всех типов лайнеров, которые летают в авиакомпании. Они позволяют точно воссоздать любую внештатную ситуацию на борту, хотя в жизни такие практически не встречаются. Забота о безопасности путешественников — главная задача бортпроводников.

-12

Комплекс по клиентскому сервису — это обслуживание на борту и принципы общения с пассажирами в разных ситуациях. Бортпроводники должны уметь найти подход к каждому.

Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — всё это часть работы бортпроводника. На занятиях мы отрабатываем самые разные ситуации: как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы полет для пассажиров был комфортным, а сервисное обслуживание на высоком уровне.
Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор

После успешной сдачи экзаменов бортпроводников ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы. А еще курсы повышения квалификации и тренировки по аварийно-спасательной подготовке каждый год. Как и пилоты, бортпроводники должны внимательно следить за здоровьем и регулярно обследоваться у врачей.

-13

Где и как часто проходят техническое обслуживание самолеты?

За исправность зеленых самолетов отвечают сотрудники S7 Technics, крупнейшего оператора техобслуживания и ремонта воздушных судов в России и Восточной Европе. В компании работает 2 000 технических специалистов, у каждого из которых есть допуск к определенному типу работ.

Помимо осмотра техником перед каждым рейсом, самолеты регулярно проходят ряд проверок — так называемых чеков: Daily check, A, B, C, D-check. Отличаются они периодичностью и комплексом процедур. Например, если А-чек включает 100 проверок всевозможных систем, то С-чек — это уже 1 000 манипуляций.

-14

Как и все процессы в авиации, техобслуживание самолетов строго регламентировано. Для каждого случая есть рекомендованный производителем алгоритм ремонта, который обязательно соблюдается.

При техобслуживании используются только сертифицированные запчасти от проверенных и одобренных поставщиков со всеми необходимыми документами — от этого зависит летная годность, другими словами, срок службы самолета. И если нужную запчасть невозможно заменить или отремонтировать прямо сейчас, то лайнер остается на земле до устранения неисправности.

-15

Как работает Центр управления полетами авиакомпании?

За любым рейсом S7 Airlines скрывается целая цепочка подготовительных этапов. Нужно получить разрешение на полет и при необходимости использование воздушного пространства других стран. А еще согласовать время прилета и вылета с аэропортами, занести рейс в расписание, определить тип самолета, обеспечить его подготовку техническими службами, составить план полета для экипажа и, наконец, проследить, что перелет выполняется вовремя и безопасно. Весь этот процесс обеспечивают более 80 сотрудников Центра управления полетами (ЦУП).

-16

За сами полеты отвечает отдел оперативного управления. Работа идет круглосуточно сменами по 12 часов. На столе у начальника смены стоят несколько мониторов. На одном — текущее положение всего воздушного флота S7 Airlines, на других — погода, почтовый агент с каналами связи всех аэропортов и авиационных служб. Рядом находится звуковая радиостанция для связи с экипажами и микрофон для громкой связи.

Мы работаем в команде из трех человек — я и два диспетчера контроля движения. Ни одна наша смена не бывает похожа на предыдущую, поэтому и задачи внутри распределяются по мере развития событий. Как правило, я отвечаю за расстановку самолетов по направлениям, общение с экипажами, аэропортами и техническими службами, оперативное регулирование суточного плана полетов. Диспетчеры следят за движением рейсов S7 Airlines и взаимодействуют с представителями на местах.
Сергей Горкушин, начальник смены оперативного управления ЦУП S7 Airlines

Процесс распределения лайнеров между рейсами можно сравнить с игрой в шахматы, где свою тактику выстраивают на несколько шагов вперед. Нужно учитывать и погодные условия, и разный регламент работы аэропортов, и необходимость оперативного обслуживания самолетов. Решения принимаются быстро и взвешенно на основе всех доступных в моменте вводных.

-17