Найти тему
Загадочный Петербург

Волошин и Гумилев. Два великих поэта сошлись в дуэли. В чем была причина?

Оглавление

«Дорога в ад вымощена благими намерениями». Согласны? Не знаю, как у вас, а у меня эта крылатая фраза вызывает ассоциации с именем Максимилиана Волошина. И ведь не поспоришь с ней, оглядываясь на его судьбу. «Хотел как лучше, а получилось как всегда!» - до абсурдного про него.

Слепая любовь

Парадокс в том, что Максимилиан Волошин – самый человечный из всех представителей литературной элиты XXвека, самый что ни на есть пацифист из пацифистов, в высшей степени филантроп из всех возможных – в один прекрасный момент пускает под откос жизнь любимой женщины, вдрызг разбивая ее, оставляя без шанса собрать осколки и восстановить хотя бы малую ее часть.

Думаете, им руководила слепая ревность, зависть к сопернику, злоба? Нет! Вы будете удивлены – любовь! Слепая, по-детски недальновидная любовь. Как у детей, которые открыты миру, любят всех и вся, восхищаются красотой порой весьма уродливых вещей. Они готовы помогать всем, не думая о последствиях, не ведая жестокости этого мира.

Максимилиан Волошин был таким большим ребенком с сердцем, настежь распахнутым миру, любящим всех, без исключения, вокруг, и считающим своим долгом помогать любому, не пытаясь узнать, кто перед ним, какой опыт, верования, взгляды в его «заплечном мешке».

Заклятый друг

«Все поэты – странные», - скажете вы. Их особая тонкая душевная организация делает их слегка «с приветом»? Да, нет, не все. Пример тому – «заклятый друг» Волошина, тоже поэт, носитель тонкой культуры Николай Гумилев. Человек совершенно другого теста, живущий реалиями и действующий по принципу «ударили – ударь в ответ».

-2

И снова парадокс – между ними встает женщина, которую оба любят… условно оба! Интрига? Разберемся, но чуть позже! Гримаса судьбы заключается именно в том, что жизнь этой женщины разбивает вовсе не тот, что с жестким сердцем, а тот, кто слепо любит и готов ради любимой перевернуть весь мир. Месть, обида или измена здесь совершенно не при чем! Случается порой, любовь ранит, и раны, как говаривал старина Байрон, «нанесенные любовью, не всегда убивают, но никогда не заживают».

Лиза Дмитриева – блестяще образованная, закончившая Сорбонну, талантливая, но катастрофически неудачливая, совершенно не востребованная у издателей поэтесса. Несправедливо, верно! Живуч принцип – «таланту надо помогать, бездарности пробьются сами».

Так ведь была бы она красавицей, ради которой можно было бы махнуть рукой и на талант, - ну и тут промах природы. Девушка более чем посредственной красоты, да еще и с явным изъяном (современники свидетельствуют, что у нее была врожденная хромота) – вовсе не романтический образ для публицистов. В те времена, как и сейчас, умение продавать, продвигать свои произведения, высоко ценилось. Умение «торговать лицом» было немаловажно для известных журналов того времени. А «торговать-то» Елизавете было, по сути, нечем…

Загадка любви

Красота души – это то, что имело значение для Макса Волошина. Полюбил ли он ее как женщину? Сложно сказать. Возможно, это было сочувствие, желание помочь действительному таланту, поставить его «на крыло» и выпустить в мир. Как следствие – любовь к своему творению.

-3

Так или иначе, но простушка Лиза Дмитриева превращается в знойную, вожделенную красавицу Черубину де Габриак. О, нет, никакой пластики, ботокса, золотых нитей и прочей атрибутики нынешнего века! Все более тонко! Загадка. Загадка – это то, что притягивает к женщине мужчину. Загадка – это то, что пленит разум и чувства. Загадка – это то, что удерживает миллионами невидимых нитей.

Волошин подарил публицистическому миру загадку в лице некой Черубины де Габриак, а свою возлюбленную он одарил заслуженным вниманием, славой. Ее никто никогда не видел, но о ней заговорили. Ее стихи не читал разве что ребенок. Они стали издаваться в лучших журналах. В Черубину заочно влюблялись и теряли голову многие мужчины. Расчет Волошина оказался верным. Алмаз превратился в сверкающий бриллиант.

Что оставалось Николаю Гумилеву? Да ничего! Только влюбится в свет этого бриллианта с именем Черубина, а Волошину – наслаждаться счастливым светом глаз любимой женщины, стихи которой, наконец-то заметили, оценили по достоинству, пусть и путем маленькой хитрости.

Но счастье, построенное на обмане, - сомнительно как в любви, так и в творчестве. За него приходится платить двойную цену, и не всегда на покрытие этого «долга» хватает средств и сил.

Секрет, который сгубил

Как же приятно было слышать Лизе хвалебные отзывы Гумилева о творчестве Черубины, его откровенные признания в любви таинственной незнакомке! И какие же женщины – все-таки, женщины! Держать секрет в тайне, также, как держать язык за зубами, природой им не дано! Это и сгубило, в конце концов, Лизу.

-4

Эмоции переполняли молодую особу, «вещуньина с похвал вскружилась голова» - коней этой басни вы хорошо помните. Казалось бы, что такого - Елизавета всего-то и поделилась с одним из своих приятелей, приоткрыв ему завесу тайны имени Черубины?..

Не продать сенсацию дорого – это было бы большой глупостью даже в эфирно-тонкой поэтической среде. На утро весь Петербург гудел, как улей, передавая новость из уст в уста.

Николай Гумилев был в бешенстве – его «развели», как мальчишку! Простить этого он не мог. И в адрес Лизы полетели всевозможные обвинения, оскорбления, насмешки, задевшие рикошетом и честь Макса Волошина. Абсурд обвинений доходил даже до того, что Николай обвинил Волошина в том, что он сам писал стихи за Елизавету Дмитриеву и публиковал их под ее именем. Гумилев даже не погнушался повесить на Елизавету ярлык «душевнобольной», обвинив ее в раздвоении личности.

Позор и стыд был слишком велик! Конечно, бедная Лиза не повторила судьбу своей тезки, но ей пришлось спешно покинуть Петербург. Она раз и навсегда покончила со стихами и с литературой в целом. Жаль, литературный мир лишился действительно талантливой поэтессы, а Лиза вмиг потеряла все, чем жила и дышала!

Черная речка, старинные пистолеты, дуэль...

Какой выход был у Волошина и Гумилева? Гумилев, чувствуя себя правым в разоблачении обманщицы, извиняться не собирался, а Волошину, который считал себя кругом виноватым в случившемся, виделся только один выход – дуэль…

-5

Эта дуэль стала последней в череде тех, коими были богаты XIX и XXвека. И снова зима, и снова Черная речка, и снова те же старинные пистолеты, из которых некогда смертельно ранили Пушкина…И снова обстоятельства складываются так, чтобы дуэль не состоялась – то машина Гумилева застряла в снегу, то колоша Волошина там же – искать ее пришлось долго с помощью секундантов. Наконец, двойная осечка не умевшего стрелять Гумилева. Третьей попытки ему не дали – дуэльный кодекс вещь серьезная, к тому же – отличный повод остановить бессмысленное кровопролитие! Секунданты лихо им воспользовались, и на дуэли был поставлен крест. Да и слава Богу!

Хотя бы на этот раз воды Черной Речки не стали еще темнее, окропившись кровью «поцелованных Богом» людей, а мы не лишились удовольствия держать в руках тома действительно хороших, сильных, талантливых стихов!

Правда, поэты стали мишенью для бесконечных насмешек, а Елизавете вход в общество прежних друзей был заказан навсегда, но это – уже совсем другая история…Ведь все можно пережить, кроме смерти.

Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!

Это интересно

Ты ранен Калюбакин? История гибели императора Александра II
Зачем Николаев убил Кирова? Что в 2009 году стало известно из его дневников
Карты. Деньги. Два гуся. Или история про купца с Апраксина, который не знал поражений

И еще больше 1 000 историй у нас на канале