Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Поведенческие эксперименты при страхах и фобиях

Психотерапевт с клиентом бегут по лестнице, останавливают прохожих на улице или проливают на себя кофе в ресторане. Необычная картинка? Между тем это часть работы и очень эффективный инструмент при грамотном его использовании.

В каких случаях эффективны поведенческие эксперименты?

  • паническое расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • различные страхи и фобии (например, боязнь насекомых, агорафобия, страх показаться скучным, глупым, страх отказа и т.д.);
  • социальная тревожность, страхи, связанные с неуверенностью в себе;
  • ипохондрия;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • нарушения сна;
  • посттравматическое стрессовое расстройство и другие.

Я применяю поведенческие эксперименты в комплексе с другими психологическими методиками.

В прошлых публикациях я подробно рассказывала об автоматических мыслях и убеждениях, которые создают и поддерживают страхи, тревогу, фобии.

Выглядит эта модель так

Каждое из этих звеньев может вызывать и поддерживать следующие звенья.

Например, девушка прекрасно шьет, вяжет и вышивает. Но выложить свои работы в интернет-магазине боится. Она думает о том, что работы никому не понравятся, будет сплошная критика или насмешки. Она полагает, что не вынесет, не переживет такую ситуацию. Она чувствует интенсивный страх и всячески избегает любого публичного показа работ. Избегание защищает ее от кратковременного дискомфорта, но усиливает страх, а также существенно ограничивает ее профессиональные и творческие возможности в долгосрочной перспективе.

Поведенческие эксперименты - это действия с целью проверки достоверности неадаптивных мыслей и убеждений, а также выработки более адаптивных взглядов.

Адаптивные взгляды - помогающие в жизни, улучшающие ее качество, направленные на удовлетворение потребностей.

Например, девушка в процессе психотерапевтической работы приходит к выводу, что ее работы могут нравится людям. Она привела несколько примеров, когда вышивка понравилась подруге, сестре и коллеге. Также она осознает, что у людей разные вкусы, кому-то понравится, кому-то - нет. И в таком разнообразии вкусов и предпочтений вряд ли можно достоверно спрогнозировать, купят работы или нет.

Мы планируем эксперимент. Девушка показывает сначала одну свою работу на небольшую публику. Например, на дружеской посиделке, затем - на личной страничке в социальной сети, где подписчики - ее друзья и просто лояльные люди. Наблюдаем реакцию. Убеждаемся, что ничего катастрофичного не происходит, а чаще всего находится еще несколько людей, которым нравится работа девушки. Затем мы можем запланировать демонстрацию еще нескольких работ, а также более широкую аудиторию. Наблюдаем, фиксируем и обсуждаем происходящее. Формулируем новый взгляд на ситуацию с публичным показом работ.

Условия проведения поведенческого эксперимента:

  • качественный психотерапевтический альянс, в котором сформировалось доверие клиента к психотерапевту;
  • готовность клиента к поведенческому эксперименту;
  • определение триггеров, которые запускают неприятные переживания;
  • определение мыслей и убеждений, которые предполагается проверить в результате эксперимента;
  • выявление видов охранительного поведения клиента и обсуждение этого с клиентом;
  • безопасные условия эксперимента;
  • четкое планирование и понимание целей эксперимента.

После проведения эксперимента клиент обсуждает результаты со специалистом.

Подробнее о методике и ее использовании можно почитать в книге Дж. Беннетт-Леви, Дж. Батлер, М. Феннелл, Энн Хакманн, М. Мюллер, Д. Вестбрук Поведенческие эксперименты в когнитивной терапии. Оксфордское руководство.

Записаться ко мне на консультацию можно по номеру +7-902-728-09-92.

Автор: Кристина Вячеславовна Гореликова
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru