Найти тему

8 логопедических игр для дошкольников, которые помогут разобраться с «кашей во рту»

Оглавление

Наблюдать за развитием речи ребенка интересно: сначала он забавно «гулит», потом произносит первое очаровательное «мама». А потом у него появляется собственный забавный язык, который понимает только он сам и родители.

Но как не пропустить «тревожные звоночки» и понять, нужна ли ребенку помощь логопеда. Логопеды онлайн-школы Тетрика рассказывают про признаки и делятся играми для улучшения дикции.

Источник: o-krohe.ru
Источник: o-krohe.ru

Когда нужно идти к логопеду

Первый раз к логопеду можно сходить, когда ребенку исполнится три года. Специалист не только определит уровень речевого развития, но и даст рекомендации, как правильно работать над развитием речи. Если вовремя обратиться к специалисту — избежите возможных проблем в формировании речевых навыков.

Но и до похода к логопеду вы можете проверить, достаточно ли правильно развивается речь ребенка. Если замечаете какие-то из этих признаков, обратитесь к специалисту:

Ребенку 1 год. Если он не гулит — уменьшается вокализация, нет перехода на лепет и на слова и не откликается на имя, пора поговорить с логопедом.

Ребенку 2 года. Когда нет звукоподражаний, слов, простых фраз, он не понимает речь взрослого — специалист поможет.

Ребенку 3 года. Если не говорит фразами, плохо понимает обращённую речь и говорит на «тарабарском» — уточните у специалиста, что нужно делать и чем помочь.

Ребенку 4 года. Специалист нужен, если ребенок смягчает свистящие, а шипящие не сформировались. Если речь смягчённая и невнятная, а словарный запас бедный. Неправильно произносит больше пяти звуков и есть проблемы с ответами на простые вопросы. Молчит, неохотно общается, хотя говорить умеет.

Ребенку 5 лет. Нарушено звукопроизношение, заменяет звуки и затрудняется пересказывать знакомые сказки и мультфильмы. Если переставляет звуки и слоги в словах, делает ошибки в окончаниях — нужно обратиться к логопеду.

Ребенку 6 лет. Если нарушено произношение хотя бы 1-2 звуков и не определяет первый и последний звук в слове, но не только. Он говорит короткими не связанными фразами, не определяет «право-лево», не запоминает буквы, цифры и стихотворения и не составляет простую историю по сюжетной картинке.

Эти признаки примерные: сразу паниковать, если замечаете у ребенка какой-то из этих признаков, не стоит. Для начала можно попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Например, в формате игры.

В какие игры играть, чтобы улучшать дикцию

Предложенные упражнения можно выполнять в любых условиях — дома, в дороге, между выполнением домашней работы. Занимают они совсем мало времени, а пользы от них очень много.

Логопеды ставят правильное звукопроизношение, учат говорить связно и красиво. Источник yourspeech.ru
Логопеды ставят правильное звукопроизношение, учат говорить связно и красиво. Источник yourspeech.ru

Карусель — разработать речевой аппарат. Нужно покатать язык на карусели в разных направлениях:

  • Широко открыть рот. Напряженный язык тянется изо-всех сил вперед. Удерживать положение под счет до десяти.
  • Широко открыть рот. Поставить язык за верхние зубы, затем за нижние зубы. Совершать движения языком «вверх-вниз» под счет до восьми.
  • Зубы сомкнуты. Сначала губы вытягиваются вперед, имитируя произношение звука [у], затем губы растягиваются в широкой улыбке, имитируя произношение звука [и]. Губы вытягиваются вперед и растягиваются в улыбке поочередно под счет до восьми.

Опера — контролировать речевое дыхание. Ребенок должен положить руки на живот. Попросите сделать глубокий вдох носом — момент добора воздуха плечи не должны подниматься. Ученик должен почувствовать, как «раздувается» диафрагма — область чуть выше живота.

Попросите на выдохе как можно плавнее тянуть гласный звук [А] до тех пор, пока воздух не закончится. Время пропевания звука можно засечь с помощью секундомера. У ребенка есть три попытки. Самое продолжительное время пропевания занесите в таблицу рекордов, пусть на следующий день ребенок попробует побить собственный рекорд.

Пушечный выстрел — отработать звуки. Сделать глубокий вдох носом и на выдохе резко произнести слоги. Стараться произносить так, чтобы согласный звук звучал как можно дольше, а гласный звук — короче.

Сначала — ФО ФА ФУ ФЭ ФЫ, затем — ВО ВА ВУ ВЭ ВЫ

и пары слогов — ФО-ВО ФА-ВА ФУ-ВУ ФЭ-ВЭ ФЫ-ВЫ

Карандаш — поставит произношение. Зажать между зубами карандаш и произнести короткую фразу. Лучше, чтобы это была не скороговорка.

Упражнения выполняю,
Речь свою я улучшаю.

Затем ребенок должен достать карандаш и произнести эту же фразу, но уже без карандаша.

После этого упражнения речевой аппарат работает не вяло, а точно и аккуратно. Источник: 2022g.ru
После этого упражнения речевой аппарат работает не вяло, а точно и аккуратно. Источник: 2022g.ru

Скороговорки — улучшить дикцию. Произнести скороговорку по слогам, тщательно артикулируя каждый звук:

От то-по-та ко-пыт пыль по по-лю ле-тит.

Несколько раз по слогам медленно произнесите скороговорку. Затем прочитать скороговорку с той скоростью, с которой ребенок обычно говорит. После нескольких закреплений произнести скороговорку на максимальной скорости.

Стоп-кадр! — говорить слово и не проглатывать окончания. Ребенок должен представить себя персонажем фильма. Режиссер фильма решил замедлить сцену, как в фильме «Матрица». Ребенок замедляет свою речь и говорит медленно, тщательно артикулируя каждый звук речи. Например, вместо «Я сделал уроки» ребенок произнесет «Я-я-я сде-е-е-ла-а-а-л у-у-у-ро-о-о-ки-и-и».

Прогулка по мосту — расслабить речевое дыхание. Выложите на полу из подручных предметов — листов бумаги, носков, обувных стелек — воображаемый мост. Предложить ребенку пройти по импровизированному мосту, смотреть прямо и проговаривать строчки из знакомого стихотворения.

Пусть ребенок следит за осанкой. Когда спина выпрямлена, речевое дыхание становится более расслабленным и спокойным.

Прием, прием! — сконцентрироваться на произношении звуков. Ребенок прижимает одну ладонь к уху, вторую — подносит к губам. В этом положении произносит отдельные звуки, затем слоги и целые слова. Это упражнение помогает услышать звук собственной речи.

Главная задача родителей — не сравнивать ребенка с другими, а стараться помочь: замечать «красные флаги», делать артикуляционную гимнастику, больше читать и разговаривать, а при необходимости обращаться к специалисту.

Например, логопеды Тетрики на бесплатной диагностике подскажут, соответствует ли речевое развитие возрасту ребенка. Запишитесь на первое занятие и получите: индивидуальный план по устранению нарушений и ответы на волнующие вопросы.