Найти тему
Молодой Ипотечник

Побывал на намывной территории. Почему она получилась такой?

Оглавление

Ох, неделю не виделись. Все трудился да трудился. Зато сейчас компенсирую такое долгое отсутствие. На солнечных сентябрьских выходных побывал на намывных территориях. Есть чего рассказать да показать.

Всем привет
Всем привет

Как вы любите – копнем поглубже. Попробую рассказать в формате непрерывной истории. Заваривайте чай.

Намывные территории

Итак, есть в Питере Василеостровский район. Познакомьтесь

Люблю всем сердцем
Люблю всем сердцем

Севкабель Порт, Эрарта, архитектура, Стрелка, ВУЗы, колоритные жители со своими историями. Здесь даже здание НИИ, где я работал будучи студентиком.

Только остров не всегда был таких размеров. В 1966-ом году утвердили новый генплан района – с помощью намыва сформировались дополнительные площади.

Примерно такой кусок был намыт от Наличной улицы, после которой в те годы стояли только камыши да свалки были
Примерно такой кусок был намыт от Наличной улицы, после которой в те годы стояли только камыши да свалки были

То есть практика совсем не диковинная, а вполне привычная. Остановили намывание только в 1980-х, а в начале нулевых решили возобновить проект. Правда, уже под флагом капиталистической парадигмы.

А как вообще происходит намыв территорий? Упрощенно такой порядок: осушить да подготовить мелководье, завести пульпу (грунтовые отложения с водой) схожей морфологии, уплотнять да ровнять до готовности.

Акватория формируется себе десятки миллионов лет, потом приходят строители и такие: «А вот нам так хотелось бы обустроить». Примерно как в первый раз пустить домой родителей. Влияние экологию тут, конечно, колоссальное.

О чем это мы? А, вот. В 2004-ом году Правительство Санкт-Петербурга решило построить пассажирский терминал «Морской Фасад». Объяснялось все нарастающим количеством туристов и необходимостью принимать гостей не в грузовом порту, а сделать что-то вот эдакое. В итоге на заседании пришли к идее намыть 150 Га на западе Васильевского острова.

Спустя два года после заветных подписей идея сделать терминал расширилась в амбициях. Аккурат к общественным слушаниям. Взгляните на вырезку 2006-го года:

Все ссылки обязательно дам в первом комментарии
Все ссылки обязательно дам в первом комментарии

Обратите внимание, что даже в уважаемой газете была формулировка рассматривается возможность. Интересно, да?

Посмотрим, как выглядит запланированный пассажирский терминал. Листайте.

Воу
Воу
Кстати, это была суббота. Обычных прохожих у терминалов почти не встретил
Кстати, это была суббота. Обычных прохожих у терминалов почти не встретил
Основное здание
Основное здание

Все верно. Не один терминал, а три пропускных павильона. Делать одно большое здание инвесторы признали нецелеесообразным.

Интересна еще форма, по которой все планировалось строить.

Тоже, 2006-ой год
Тоже, 2006-ой год

Город и бизнес решили совместно все делать, только первый все выкупит. Попозже. Типичный заказчик =)

Как ни крути, но Морской Фасад действительно планировался грандиозным проектом. Лицом города для морских туристов. Вот что писал один блогер тогда:

-9

А вот что другой блогер (добрый вечер) увидел в 2022-ом году:

ЖК бизнес-класса недалеко от павильонов
ЖК бизнес-класса недалеко от павильонов
Вид с другой стороны
Вид с другой стороны
Как видим, здесь только жилая застройка
Как видим, здесь только жилая застройка

На намыве я был еще и в прошлом ноябре. Снимок практически с той же локации.

Холодно до жути тогда было. Ветер там ой как чувствуется
Холодно до жути тогда было. Ветер там ой как чувствуется

Так-с, вернемся снова окунемся в историю. В 2006-ом году также прошел международный конкурс на право сделать план и концепцию будущей территории. Все-таки планировались обойтись не только терминалом.

На полном серьезе, победитель видел все так:

Да, прямо как Манхэтенн
Да, прямо как Манхэтенн

Мастер-план компании Gensler. Дошло до того, что градозащитники выступали против проекта из-за нарушения исторического вида. Инвесторы да девелоперы видели перспективу.

В результате мастер-план был принят, в него внесли кучу поправок, а потом вообще переделали.

Понятно, что отошли совсем далеко от плана
Понятно, что отошли совсем далеко от плана

Далее история вообще принимает ключевой оборот. В том же 2006-ом права на реализацию проекта жилой застройки продали компании Терра Нова. Я залез на официальный сайт и открыл хронологический раздел

У вас было такое, что открыли компанию и в том же году вы стали стратегическим инвестором Санкт-Петербурга?
У вас было такое, что открыли компанию и в том же году вы стали стратегическим инвестором Санкт-Петербурга?

К слову, город взял на себя ответственность по строительству инфраструктуры на территории. Образно говоря, Терра Нова по факту накидывала песок и управляла своим же насыпанным участком.

На самом деле Сбербанк просто выдал хороший кредит
На самом деле Сбербанк просто выдал хороший кредит

В 2008-ом Морской Фасад принимает первый лайнер, а Правительство объявляет о планах построить на намыве в три раза больше квадратных метров, чем планировалось изначально.

Спустя три года с морской частью разобрались, его торжественно передали в день города на баланс Санкт-Петербурга.

Самая жесть началась дальше, когда дело дошло до жилой недвижимости. В 2012-ом город заявил, что нет финансирования на прокладку инженерных сетей и прочих благ цивилизации. Именно поэтому застройщики, которые уже понакупали наделов решили сами скидываться на коммуникации.

На самом деле первый дедлайн был в июне 2019-го
На самом деле первый дедлайн был в июне 2019-го

В 2014-ом году компания Союз-55 по заказу Правительства уже сделала свой план межевания территорий. Вот эскизы:

Уже без высоток
Уже без высоток

Что об этом писали на сайте комитета градостроительства и архетиктуры:

Они выкатили целую статью для разъяснений ситуации
Они выкатили целую статью для разъяснений ситуации

Так и что. Часть застройщиков написали заявления с просьбой поднять высотность домов. Превысить те самые 40 метров.

Внутри я здесь видел только один детский сад
Внутри я здесь видел только один детский сад

И тут происходит следующее. Правительство города внезапно объявляет незаконной работу Терра Новы. В качестве аргументации: земля отдается разным юридическим лицам, дома находятся не на тех высотных отметках да и сроки не соблюдаются.

Это при том, что здесь уже были первые дома. Которые уже заселялись.

Город упирал на то, что договор то был о комплексном освоении территории. На поверку же на своей земле застройщик сам был себе хозяином.

Отчасти это объясняет настолько узкие пространстранства
Отчасти это объясняет настолько узкие пространстранства

Терра Нова объясняла давление со стороны Правительства города – нежеланием брать ответственность за строительство инфраструктуры.

В 2018-ом с топами Терра Нова вообще мрачная история произошла и владельцем девелопера стал, ожидаемо, Сбербанк.

-23

Про предполагаемого бенефициара Терра Нова тоже ходили разные слухи, но факт есть факт. После перехода к Сберу диалог как-то проще пошел.

И зная все это, прочитайте прошлогоднюю заметку о запуске конкурса на намыве от Сбера:

Забавно, учитывая владение основным девелопером
Забавно, учитывая владение основным девелопером

В плане экологии. С одной стороны, залив. С другой стороны – ЗСД.

Защитные экраны обещали поставить. Трасса находится в 20-30 метрах от входа
Защитные экраны обещали поставить. Трасса находится в 20-30 метрах от входа

Теперь представьте сколько песка потребовалось перетащить для создания территории. И как это нарушило баланс экосистемы.

То есть это еще не все
То есть это еще не все

Отсюда следует, что приживется не любое растение.

Очень хочется, чтобы деревья в итоге выросли
Очень хочется, чтобы деревья в итоге выросли

Теперь представьте насколько сильный ветер у залива и насколько легкий песок. По словам местных – частицы песка могут долетать аж до 10-го этажа.

До 2018-го территорию вообще никак не могли закрепить куда-то. В юридической практике новый случай совершенно: появилась новая территория в районе и она как бы ничья. До этого года жители не могли воспользоваться льготами, пособиями и другими соцништяками. Сейчас фактически намыв разделен по трем муниципалитетам. Население будет расти, а всю инфраструктуру еще долго ждать.

Очень надеюсь, что в итоге все тут обустроится
Очень надеюсь, что в итоге все тут обустроится

По транспорту. Сюда я добирался на автобусе и уезжал на автобусе. Хотелось понять ощущения обычного жителя. По утрам и вечерам, уверен, пробки здесь великие:

Машины на пустырях здесь обычное явление
Машины на пустырях здесь обычное явление
Пешеходки у берега и часть автомобильной дороги выложены плитами
Пешеходки у берега и часть автомобильной дороги выложены плитами

Фактически сюда один с половиной въезд на автомобиле. Зато автобус ходит прям до Крестовского.

Какое-либо общественное пространство заметил только в одном жилом комплексе:

Вот
Вот

И теперь сравните это с тем описанием, которое закидывали изначально. Как-то совсем не схлопывается.

Подведем итоги

В ту субботу я ехал в автобусе с намыва до Крестовского. Историю локации тогда совсем не знал и в голове крутилась мысль: «А что здесь продавать то?». Экология? Ну не знаю. Рядом с центром? Да не. Вид из окна? Да спереди построят же что-то еще.

Ну вот правда. Идея была прекрасной. Сделать современный фасад для Питера. На Васильевском острове. Исторически же здесь самое крутое всегда было, со времен когда Петр I спросил: «Ну и что, что здесь болото?»

Вряд ли тут все дело в коррупции. На крупных стройках а-ля ЗСД или КЗС всегда чьи-то руки да нагреются. Везде так. Думаю, тут три проблемы были на старте: пытались прыгнуть выше головы, не начали с разрешения дорожной ситуации и проект из комплексного превратился в коммерческий.

Очень надеюсь, что ошибаюсь. И через лет 5-6 мы уже увидим зафиналенный вариант. То же Западное Мурино улучшается с каждым годом. Может тут также будет.

В качестве послесловия. Что увидел из автобуса:

Вот и ответ
Вот и ответ

Если вы живете на намыве или знакомы с районом очень глубоко, то пишите комментарии.

Кармическая копия Мурино на границе Невского района. Непредвзятый обзор
Молодой Ипотечник2 сентября 2020

Да пребудет с вами вычет!