Ох, неделю не виделись. Все трудился да трудился. Зато сейчас компенсирую такое долгое отсутствие. На солнечных сентябрьских выходных побывал на намывных территориях. Есть чего рассказать да показать.
Как вы любите – копнем поглубже. Попробую рассказать в формате непрерывной истории. Заваривайте чай.
Намывные территории
Итак, есть в Питере Василеостровский район. Познакомьтесь
Севкабель Порт, Эрарта, архитектура, Стрелка, ВУЗы, колоритные жители со своими историями. Здесь даже здание НИИ, где я работал будучи студентиком.
Только остров не всегда был таких размеров. В 1966-ом году утвердили новый генплан района – с помощью намыва сформировались дополнительные площади.
То есть практика совсем не диковинная, а вполне привычная. Остановили намывание только в 1980-х, а в начале нулевых решили возобновить проект. Правда, уже под флагом капиталистической парадигмы.
А как вообще происходит намыв территорий? Упрощенно такой порядок: осушить да подготовить мелководье, завести пульпу (грунтовые отложения с водой) схожей морфологии, уплотнять да ровнять до готовности.
Акватория формируется себе десятки миллионов лет, потом приходят строители и такие: «А вот нам так хотелось бы обустроить». Примерно как в первый раз пустить домой родителей. Влияние экологию тут, конечно, колоссальное.
О чем это мы? А, вот. В 2004-ом году Правительство Санкт-Петербурга решило построить пассажирский терминал «Морской Фасад». Объяснялось все нарастающим количеством туристов и необходимостью принимать гостей не в грузовом порту, а сделать что-то вот эдакое. В итоге на заседании пришли к идее намыть 150 Га на западе Васильевского острова.
Спустя два года после заветных подписей идея сделать терминал расширилась в амбициях. Аккурат к общественным слушаниям. Взгляните на вырезку 2006-го года:
Обратите внимание, что даже в уважаемой газете была формулировка рассматривается возможность. Интересно, да?
Посмотрим, как выглядит запланированный пассажирский терминал. Листайте.
Все верно. Не один терминал, а три пропускных павильона. Делать одно большое здание инвесторы признали нецелеесообразным.
Интересна еще форма, по которой все планировалось строить.
Город и бизнес решили совместно все делать, только первый все выкупит. Попозже. Типичный заказчик =)
Как ни крути, но Морской Фасад действительно планировался грандиозным проектом. Лицом города для морских туристов. Вот что писал один блогер тогда:
А вот что другой блогер (добрый вечер) увидел в 2022-ом году:
На намыве я был еще и в прошлом ноябре. Снимок практически с той же локации.
Так-с, вернемся снова окунемся в историю. В 2006-ом году также прошел международный конкурс на право сделать план и концепцию будущей территории. Все-таки планировались обойтись не только терминалом.
На полном серьезе, победитель видел все так:
Мастер-план компании Gensler. Дошло до того, что градозащитники выступали против проекта из-за нарушения исторического вида. Инвесторы да девелоперы видели перспективу.
В результате мастер-план был принят, в него внесли кучу поправок, а потом вообще переделали.
Далее история вообще принимает ключевой оборот. В том же 2006-ом права на реализацию проекта жилой застройки продали компании Терра Нова. Я залез на официальный сайт и открыл хронологический раздел
К слову, город взял на себя ответственность по строительству инфраструктуры на территории. Образно говоря, Терра Нова по факту накидывала песок и управляла своим же насыпанным участком.
В 2008-ом Морской Фасад принимает первый лайнер, а Правительство объявляет о планах построить на намыве в три раза больше квадратных метров, чем планировалось изначально.
Спустя три года с морской частью разобрались, его торжественно передали в день города на баланс Санкт-Петербурга.
Самая жесть началась дальше, когда дело дошло до жилой недвижимости. В 2012-ом город заявил, что нет финансирования на прокладку инженерных сетей и прочих благ цивилизации. Именно поэтому застройщики, которые уже понакупали наделов решили сами скидываться на коммуникации.
В 2014-ом году компания Союз-55 по заказу Правительства уже сделала свой план межевания территорий. Вот эскизы:
Что об этом писали на сайте комитета градостроительства и архетиктуры:
Так и что. Часть застройщиков написали заявления с просьбой поднять высотность домов. Превысить те самые 40 метров.
И тут происходит следующее. Правительство города внезапно объявляет незаконной работу Терра Новы. В качестве аргументации: земля отдается разным юридическим лицам, дома находятся не на тех высотных отметках да и сроки не соблюдаются.
Это при том, что здесь уже были первые дома. Которые уже заселялись.
Город упирал на то, что договор то был о комплексном освоении территории. На поверку же на своей земле застройщик сам был себе хозяином.
Терра Нова объясняла давление со стороны Правительства города – нежеланием брать ответственность за строительство инфраструктуры.
В 2018-ом с топами Терра Нова вообще мрачная история произошла и владельцем девелопера стал, ожидаемо, Сбербанк.
Про предполагаемого бенефициара Терра Нова тоже ходили разные слухи, но факт есть факт. После перехода к Сберу диалог как-то проще пошел.
И зная все это, прочитайте прошлогоднюю заметку о запуске конкурса на намыве от Сбера:
В плане экологии. С одной стороны, залив. С другой стороны – ЗСД.
Теперь представьте сколько песка потребовалось перетащить для создания территории. И как это нарушило баланс экосистемы.
Отсюда следует, что приживется не любое растение.
Теперь представьте насколько сильный ветер у залива и насколько легкий песок. По словам местных – частицы песка могут долетать аж до 10-го этажа.
До 2018-го территорию вообще никак не могли закрепить куда-то. В юридической практике новый случай совершенно: появилась новая территория в районе и она как бы ничья. До этого года жители не могли воспользоваться льготами, пособиями и другими соцништяками. Сейчас фактически намыв разделен по трем муниципалитетам. Население будет расти, а всю инфраструктуру еще долго ждать.
По транспорту. Сюда я добирался на автобусе и уезжал на автобусе. Хотелось понять ощущения обычного жителя. По утрам и вечерам, уверен, пробки здесь великие:
Фактически сюда один с половиной въезд на автомобиле. Зато автобус ходит прям до Крестовского.
Какое-либо общественное пространство заметил только в одном жилом комплексе:
И теперь сравните это с тем описанием, которое закидывали изначально. Как-то совсем не схлопывается.
Подведем итоги
В ту субботу я ехал в автобусе с намыва до Крестовского. Историю локации тогда совсем не знал и в голове крутилась мысль: «А что здесь продавать то?». Экология? Ну не знаю. Рядом с центром? Да не. Вид из окна? Да спереди построят же что-то еще.
Ну вот правда. Идея была прекрасной. Сделать современный фасад для Питера. На Васильевском острове. Исторически же здесь самое крутое всегда было, со времен когда Петр I спросил: «Ну и что, что здесь болото?»
Вряд ли тут все дело в коррупции. На крупных стройках а-ля ЗСД или КЗС всегда чьи-то руки да нагреются. Везде так. Думаю, тут три проблемы были на старте: пытались прыгнуть выше головы, не начали с разрешения дорожной ситуации и проект из комплексного превратился в коммерческий.
Очень надеюсь, что ошибаюсь. И через лет 5-6 мы уже увидим зафиналенный вариант. То же Западное Мурино улучшается с каждым годом. Может тут также будет.
В качестве послесловия. Что увидел из автобуса:
Если вы живете на намыве или знакомы с районом очень глубоко, то пишите комментарии.
Да пребудет с вами вычет!