Да, да именно так и есть.
Несмотря на то, что советский гимн «Интернационал» провозглашал вплоть до 1944 года: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья», на деле было куда все сложнее.
Как выяснилось, не только не все разрушили, но и кое-что взяли на вооружение. Особенно это заметно в кинофильмах 30-50-х годов.
И это, на первый взгляд, очень странно. Ведь именно кино как «наиважнейшее из искусств» должно было продвигать новую идеологию молодого советского государства.
Однако в старых фильмах приметы царской России так и бросаются в глаза.
Многие справедливо замечают, что в фильмах 30-50-х гг. дореволюционный быт, характеры переданы намного правдивее, убедительнее, чем в фильмах более позднего периода. И дело не только в актерском мастерстве перевоплощения. Вспомним хотя бы такие разные довоенные киноленты, как «Детство Горького», «Свадьба», «Человек в футляре», «Иван Грозный». Разные-то они разные, да только объединяет их одно важное свойство.
Как сказал бы поэт: «Там русский дух, там Русью пахнет». Смотрим их, и, как на машине времени, переносимся в далекую, неведомую Россию. Настоящую. Не выдуманную.
Следы царской России обнаруживаются, порой, неожиданно.
К примеру, замечали вы, что в старых фильмах все женщины, и молодые в том числе, практически все время с покрытой головой. Деревенские жительницы – в косыночках (например, фильмы «Свинарка и пастух», «Свадьба с приданым»), городские – в шляпках («Подкидыш», «Весна»). Прямо как в старой России, где приличная женщина не могла выйти на улицу простоволосой.
А мужчины, от юных до совсем пожилых, даже невежественные, темные работяги, обязательно шапки снимают в помещении. Никто, скажем, на колхозном собрании в головном уборе не сидит. Тоже ведь неспроста. Старая русская традиция с очень древними корнями.
А также интеллигенты. Это, вообще, особый пунктик в старом кино. Эти самые интеллигенты зачастую либо благородные чудаки, либо затаившиеся до поры до времени вредители. Но что интересно. Все они обладают одной чертой, которую уже в фильмах более позднее периода воспроизвести удается с трудом. Их поведение отличается некоторой отчужденностью, даже манерностью. Что было, кстати, нормой для образованных людей дореволюционного периода, и отличало их от простого люда. И, между прочим, чем-то противоестественным не считалось. Люди умственного труда и должны быть немного «не от мира сего». Например, главная героиня фильма «Сельская учительница».
Бесспорно, роднит с царской Россией фильмы 30-50-х и еще одно. Идеал наружности женщины.
Я уже писала о том, что в старых фильмах героини величавы, полнокровны, наделены внятной телесностью. Звезды первых советских фильмов, Алла Тарасова, Эмма Цесарская и иже с ними, вполне соответствуют старорусскому идеалу женской красоты.
А замечали ли вы, насколько бережно и трепетно показаны в старых фильмах романтические отношения?
Самое интимное, что происходит между влюбленными на экране, – это невинный поцелуй. Замечали, конечно, и умилялись. Но не всякий задумывается о том, что такой целомудренный подход берет прямое начало в образе жизни царской христианской России, где девушка обязана была сохранять невинность до замужества, где гимназиста могли выгнать с волчьим билетом, если обнаружат у него срамные картинки, и где в приличном обществе слово «дурак» при женщинах не считалось нормальным произносить.
А вот большевистский подход к половому вопросу, кстати, первоначально был совсем иным. Теория «стакана воды» феминистичной Александры Коллонтай, шествия голой прогрессивной молодежи в двадцатые годы (мой прадед видел такое у нас, в Ростове-на-Дону, спустя годы в ужасе рассказывал).
Конечно, мне многие могут сказать, что кино 30-50-х всего лишь отражало жизнь, которая и спустя двадцать-тридцать лет после революции была построена на старом укладе. Это верно.
Но существенным кажется и другое.
Имперскую суть советского государства, равно как и принципы кинематографа заложил самый главный в то время человек – Иосиф Сталин. Тайно благоговевший перед мощью и традицией поверженной дореволюционной России. Это проявляется и в монументальном стиле зодчества того времени, и в особом пристрастии вождя народов к старорежимной пьесе Булгакова «Дни Турбиных».
Только не думайте, что принадлежу к сталинистам. Вовсе нет. Просто историческую правду нельзя не заметить.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели и гости моего канала?
Оставляйте свои мнения и рассуждения в комментариях.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ