Найти в Дзене

Трудная судьба космических программ NASA

Оглавление

Наша традиционная рубрика "Эх, какую астронавтику прожужжали!".

Первый, главный и самый удивительный закон развития национального аэрокосмического управления таков:

— Чем более совершенными становятся средства производства космических кораблей США и чем выше уровень знаний о Космосе — тем более ненадёжны космические технологии НАСА!

Трудная судьба космических программ NASA
Трудная судьба космических программ NASA

Смотрите сами:

1960-е годы. На заре астронавтики, с самыми первобытными способами строительства и управления (помните, как советский космонавт №5 А.Николаев пришёл в ужас от американского корабля "Меркурий"?), с тотальной ненадёжностью и слабой проверенностью большинства узлов и компонентов кораблей и ракет (астронавт Коллинз, пилот командного модуля Аполлона-11: "Вероятность нашего благополучного возвращения с Луны - пятьдесят на пятьдесят") - и при всём том ни одной по-настоящему страшной аварии в Космосе! И ни одного погибшего за пределами Земли! В Аполлон-12 дважды попадает молния перед стартом - и корабль спокойно улетает на Луну, где осуществляет полную программу деятельности!

1970-е. Уже начинаются сложности. Трудная судьба орбитальной станции Скайлэб, на которой три экспедиции в основном занимались тем, что ремонтировали её. А ещё - кое-как удавалось к ней пристыковаться. Потом проект "Союз-Аполлон", по возвращении на Землю аполлоновцы Стаффорд, Бранд и Слейтон едва не погибли от попавших в кабину токсичных паров монометилгидразина. А потом пять лет вообще полного отсутствия пилотируемых полётов.

1980-е. Двадцать лет в Космосе и первые жертвы. Запуск программы Space Shuttle приводит, после четырёх лет эксплуатации (и, соответственно, 4 лет доводки технологии), к гибели корабля "Челленджер" (1985), а в шатле "Колумбия" происходит протечка топлива, локальные взрыв и пожар.

1990-е. Проблемы продолжаются. Топливный элемент на борту шаттла "Колумбия" вышел из строя к четвёртому дню на орбите, что привело к досрочному завершению полета (1997). Ещё через два года во время старта этой же многострадальной "Колумбии" произошло короткое замыкание контроллеров в двух маршевых двигателях. Замкни тогда также два резервных контроллера, Колумбия однозначно рухнула бы в океан.

2000-е. Сорок лет в Космосе и снова жертвы. Шатл "Колумбия" погиб во время посадки (2003)...

2010-е. Начиная с 2011-го года, США не проводят собственных пилотируемых полётов - вплоть до конца 2020, когда летит первый пилотируемый Crew Dragon.

Кстати, за время доставок на МКС кораблями "Роскосмоса" (каждые полгода по 1-2 астронавта), за девять лет, ни один американец не погиб и не пострадал.
Сравнение космических транспортных систем-гигантов
Сравнение космических транспортных систем-гигантов

2020-е. Ракета-сверхтяж SLS (Space Launch System от "Боинга") отказывается лететь после попадания молнии в соседние конструкции. Потом следуют отмены старта уже без всяких молний, просто от изобилия неполадок. А в "Дрэгоне" в это же время возникают протечки в корабельной канализационной системе, от чего космические туристы любуются не столько Космосом, сколько летающими в невесомости шариками жидкости жёлтого цвета и таким родным запахом, напоминающим о Земле...

ВЫВОД: Безопаснее всего для американской астронавтики были те годы, когда НАСА не предпринимала попыток летать в Космос самостоятельно, а пользовалась российскими кораблями "Союз". Так намного спокойнее.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ни один советский и российский космонавт не погиб после 1971 года.

Алексей Королёв, историк космонавтики

Читайте также:

NASA и Луна - "две вещи несовместные", или Зачем отправили кубсат?