Найти в Дзене

Феминизм в романе "Джейн Эйр"

Джейн Эйр - первая феминистка
Джейн Эйр - первая феминистка

Споры о том, стоит ли причислять роман «Джейн Эйр» Ш. Бронте к числу феминистских произведений ведутся несколько десятилетий и до сих пор не утихают. Одни критики утверждаются, что в романе главенствуют темы религии и романтической любви, другие воодушевленно рассуждают о первых звоночках движения женщин за расширение прав и свобод. Давайте разбираться, кто здесь прав и стоит ли быть столь категоричными.

Итак, героиня романа Джейн — сильная и независимая девушка, не желающая полагаться или уступать силам извне. Даже в детстве Джейн прислушивается к внутреннему голосу и следует инстинктам вместо подчинения злобной тетке и неуравновешенным педагогам. Позже, когда Джейн сталкивается с властным Рочестером, она снова показывает свою индивидуальность и живет в соответствии со своими потребностями. Если вы дочитали роман до конца, то с большой долей вероятности подметили, как важно для героини выбрать феминистскую идентичность. Да, Джейн возвращается к Рочестеру и выходит за него замуж. И это ее осознанное решение, к которому ее никто не подталкивал. Правильно ли она поступила, решать не нам. Впрочем, на собственные умозаключения, как читатели, мы все же имеем право.

С самого начала мы видим поведение Джейн, нетипичное для барышень XIX века. В первой главе миссис Рид говорит о девушке в презрительном ключе, называет ее непослушной и придирчивой, считает непозволительным ребенку ее возраста разговаривать со взрослыми на равных. Джейн же не видит смысла ждать, пока ей дадут слово. Она говорит впереди старших, задает вопросы, чем несказанно бесит тетю.

При этом Джейн не сожалеет о своем поведении, наоборот, ее огорчает расклад, при котором особи женского пола нужно получить разрешение на то, чтобы открыть рот. Вскоре вопиющий случай выбивает Джейн из колеи. Речь идет о ситуации, когда тетя отругала девочку за неподобающее отношение к кузену и это с учетом того, что именно он спровоцировал сестру. Женщина заперла ее в красной комнате, вместо того, чтобы разобраться по справедливости. О каких правах и свободах может идти речь, когда правым назначают мальчика, который чувствуя свое преимущество измывается над бедной кузиной. Просто по праву ношения в брюках половых органов, определяющих его как мужчину?

Несмотря на подобное отношение, даже в детстве Джейн демонстрирует равенство с окружающими независимо от пола, титула, сословия и тд. Вспомните, как Бесси осуждает Джейн за пререкания с семейством Ридов. Однако, когда Джейн проявляет свое бесстрашие, Бесси оправдывается и говорит, что девочку ругают за то, что она «странная, застенчивая, трусливая и маленькая» и нужно «быть смелее». Интересный поворот, неправда ли?

В самом начале романа мы видим Джейн ​​как любознательную, прямолинейную девушку, желающую улучшить свое положение в жизни наперекор обществу, требующему от нее молчаливого согласия.

В Ловуде Джен вновь демонстрирует индивидуальность и внутреннюю силу. Она убеждает свою подругу Хелен Бернс отстаивать свои интересы, не идти на поводу педагогов-самодуров. Что интересно, Хелен — женский персонаж, типичный для того времени. Она скромна, услужлива, молчалива, богобоязненна, советует Джейн остепениться, больше изучать Библию и начать уступать тем, кто выше ее по социальному статусу. Джейн потрясена и утверждает, что никогда не станет подчиняться кому-то ни было.

Другой пример стойкости и индивидуализма Джейн показан в ситуации, когда Броклхерст лжесвидетельствует против нее и заставляет позорно склонить голову перед учителями и одноклассниками. Джейн терпит, закусив губу, а затем вываливает всю правду мисс Темпл, а не молчит в тряпочку, как можно было бы ожидать от той же Хелен.

Следуя своим принципам, спустя два года роботы учителем в Ловуде Джейн наконец решается найти более прибыльную работу, чтобы улучшить свое положение. Она не просит помощи ни у кого помощи и ищет работа сама. Удивительная сила духа для тех времен! Другая бы сложила белые ручки и сидела тихо, ожидая, пока кто-либо другой устроит ее жизнь. Но для Джейн такое поведение неестественно.

На момент окончания учебы в Ловуде девушка немного остепенилась, стала более спокойной, научилась контролировать свои эмоции, но при этом она осталась верной себе, сохранила утонченность и благочестие.

Следующие препятствия на пути к независимости — Рочестер и Сент-Джон. Оба пытались вовлечь ее в семейные отношения. В Рочестера Джейн по-настоящему влюбилась (или это он ее в себя влюбил, кружа на карусели манипуляций и газлайтинга) и вышла бы за него еще когда он предложил руку и сердце впервые, если бы не одно но — герой ее романа оказался женатиком.

Давайте поразмыслим, как бы поступила в подобной ситуации типичная женщина викторианской эпохи? Наверняка она бы закрыла глаза на безумную жену Рочестера, которую он запер на чердаке. Ведь главная задача женщины того времени заключалась в том, чтобы стать хорошей женой и служанкой своему мужу. Но такая роль не для Джейн, ведь она твердо стоит на своем.

Сент-Джона она полюбила как брата, коим он по сути и был, поэтому ни о каком браке и речи не шло. Кроме того, роль супруги миссионера в Индии ей явно не подходила. Вначале она долго обдумывает его предложение, прежде чем отказать. Эти размышления демонстрируют идею, согласно которому интересы женщины в браке должны совпадать с интересами мужчины, и супружеские отношения непременно должны основываться на взаимоуважении.

В конце романа Джейн возвращается к Рочестеру. Некоторые литературные критики утверждают, что брак с ним и жизнь в уединении сводят на нет все усилия Джейн на пути к независимости. Однако героиня возвращается к возлюбленному только тогда, когда неравенство между ними исчезло.

Смерть первой жены открыло дорогу Джейн. Теперь она могла занять место первой и единственной женщиной в жизни любимого и заключить равный брак. Действительно, в конце концов баланс даже сместился в пользу Джейн, ведь она получила наследство богатого дядюшки, а Рочестер, к слову почти все потерял. Джейн обращает его внимание на то, что если он в ней не нуждается, то она в состоянии сама построить свой дом и жить не тужить. Любимому же предлагает время от времени навещать ее.

Что касается выбора уединенной жизни, то Ш. Бронте демонстрирует читателям, что Джейн это явно не тяготит. Всю свою сознательную жизнь она была одинока и ничего не имела. При этом никогда не поддавалась унынию.

Действительно, Джейн находит именно то место, где она может быть собой. Всего этого она достигла за счет неимоверной силы характера и индивидуализму.

«Джейн Эйр» безусловно можно отнести к феминистскому роману. Джейн — женщина, которая выбирала свой путь и нашла свою любовь. Бронте дает Джейн все необходимое для успеха: обостренное чувство собственного достоинства, интеллект, решительность и, наконец, богатство. Джейн смотрит трудностям в лицо и преодолевает их во что бы то не стало. В конце концов, Джейн — единственный персонаж, которому автор дала право выбора. Бронте создала успешный образ феминистки, ломающей барьеры в социуме, но сделала она это так тонко, что критики до сих пор спорят, удалось ей это или нет. А как думаете вы?

#джейнэйр #феминизм #феминистки #шарлоттабронте #литература19века #любовныйроман