Найти тему
Daily Top

Для чего Дюма придумал маски для палачей

С легкой руки Александра Дюма сложилось мнение, что палачи на казни надевали маски. Якобы это была мера предосторожности – так за плотным колпаком с прорезью для глаз они сохраняли анонимность и избегали мести родственников или сподвижников казнённых.

В «Трех мушкетерах» палач, казнивший миледи, появился в красном плаще и маске. Правда, делает он это для того, чтобы испугать Миледи и чтобы она его сразу не узнала – ведь именно он когда-то ставил ей знаменитое клеймо. Поэтому, когда в романе он снимает маску и Миледи его узнаёт – это выглядит эффектно.

В другом романе Дюма, «Двадцать лет спустя», палач, казнивший короля Карла I, тоже появляется в маске, и автор объясняет это тем, что мушкетеры похитили городского палача. Поэтому его и заменил неизвестный.

Судя по всему, палачи короля действительно были в масках, потому что это был первый случай, когда в Англии казнили короля. Возможно, именно поэтому они тогда и боялись показывать своё лицо. И не напрасно. Известно, что сын казнённого короля Карл II, придя к власти, жестоко отомстил за отца. Были осуждены почти сорок членов парламента, причастные к казни, но имён палачей так никто и не выдал.

Получается, что фантазии Дюма не подтверждаются документами: в Средние века не было правил, которые бы обязывали палачей надевать маски. Это подтверждают и многочисленные картины и гравюры того времени – там палачи обычно изображались без масок и были открытыми при казни Анны Болейн, Марии Стюарт, Робеспьера.

Кстати, сохранились рисунки казни Емельяна Пугачёва – и на них палачи, которых у нас называли "заплечных дел мастерами", изображена тоже без масок. Видимо, в России традиции были ближе к французским.

-2

А вот в Италии, согласно некоторым исследованиям, палачи маски использовали. По крайней мере свидетельства об этом есть в рукописях позднего Средневековья, верней в иллюстрациях к ним. Палачи там изображены спрятавшими лица под глубоким капюшоном с прорезями для глаз.

Учёные предполагают, что в небольших городах тогда просто не было специального человека, который занимался бы исключительно казнями. В итоге эту работу выполняли даже высокопоставленные горожане, и по понятным причинам они хотели оставаться неизвестными.

А в уже упомянутой Франции палачи были официально устроены на работу, получили оплату – и поэтому никаких масок не носили, все и так знали, чем они зарабатывают на жизнь.

Наличие масок у палачей часто объясняется тем, что эта профессия считалась позорной, то есть осуждалось обществом. Что правда, то правда – их не любили и старались с ними не общаться.

Но это лишь ещё раз доказывает, что палачей знали в лицо и "палачам на зарплате" не было смысла скрывать свою внешность. То есть маски, видимо, использовали только те палачи, кто не собирался делать это занятие делом всей своей жизни.

-3

А ведь для многих оно было не просто делом жизни, но и даже семейным бизнесом. Часто палач передавал своё место по наследству, а дочь палача выходили замуж за сына другого палача. А какой еще мог быть выбор при таких родителях? Видимо, этим и объясняется такая преемственность.

Презрение общества к профессии палачей доходило до того, что их детей не брали в школы. А ещё у них была любопытная привилегия: им разрешалось брать бесплатно продукты на местном рынке. Возможно, причину надо искать в том же отношении людей к их профессии – люди не хотели брать деньги, заработанные таким образом. Может быть даже из-за каких-то суеверий – так-то, как известно, деньги не пахнут.

Одним из самых знаменитых палачей считается Анри Сансон, представитель французской династии. Он оставил после себя дневники, где подробно описал свой быт и профессиональную деятельность. В них он кроме прочего сообщает, что одному из его предков было предложено пошить костюм для работы, но он отказался. Про маски в дневниках палача нет ни слова.