Символизм, развивающийся активно на рубеже XIX-XX веков, затрагивал абсолютно все течения в искусстве. Активное стремление к новаторствам особенно затрагивала тему музыки, в частности благодаря такой личности как Александр Николаевич Скрябин.
Кто такой Скрябин?
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор, пианист, педагог и представитель символизма в музыке. Он считался исключительной личностью, которую гениальным называли даже те, кто не был сторонником его смелых новаторских идей.
Скрябин родился в семье студента Московского университета, ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником, Николая Александровича Скрябина в доме городской усадьбы Кирьяковых. Мать его скончалась, когда тот был совсем юным, вследствие чего его воспитанием занималась семья отца – бабушка и тётя мальчика. Отношения с родственниками были весьма хорошие: с отцом он всегда вёл тёплую переписку, а Любовь Александровна, его тётя, с малых лет обучала Александра игре на фортепьяно. Уже в пять лет он освоил игру на инструменте, а в десять, когда поступил в кадетский корпус, продолжил совершенствовать свои навыки.
В дальнейшем он поступает в консерваторию по классам композиции и фортепиано и выпускается из нее как пианист. В юношеские годы немало хорошего сделал для него друг Сергей Танеев. Он помог композитору опубликовать свои первые сочинения, а также он рекомендовал Скрябина одному из крупнейших меценатов М.П. Беляеву, который пришел в абсолютный восторг от его работ, стал их эксклюзивным издателем и назначил юноше внушительный гонорар.
В 1897 году Александр Николаевич женился на пианистке Вере Ивановне Исакович, обзавёлся четырьмя детьми и успел стать профессором московской консерватории.
Едва его младшему сыну исполняется год, как Александр уходит из семьи ради Татьяны Шлёцер – младшей сестры Бориса де Шлёцера. Их брак продлился до конца жизни Скрябина, но, несмотря на столь крепкую связь, они так и не были женаты, поскольку развода от Веры Ивановны Александр Николаевич так и не смог получить. Вследствие этого, все трое детей, рождённых в отношениях с Татьяной Фёдоровной, носили её фамилию.
Смерть
Композитору было 43 года, когда от неудачно вскрытого фурункула развилось заражение крови. Спустя неделю, 14 апреля 1915 года, Александра Николаевича не стало.
Светомузыка Скрябина
Творчество Скрябина стоит на границе между позднеромантической традицией, в русле которой его воспринимали восхищавшиеся им современники, и исканиями музыкального авангарда, впоследствии опознавшего в Скрябине одного из своих провозвестников.
Благодаря способности «цветного слуха», Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года.
Скрябин рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», он намеревался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира.
Можно также отметить, что главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — это предисловие или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.