Найти тему

Автором светомузыки был русский композитор Скрябин

Символизм, развивающийся активно на рубеже XIX-XX веков, затрагивал абсолютно все течения в искусстве. Активное стремление к новаторствам особенно затрагивала тему музыки, в частности благодаря такой личности как Александр Николаевич Скрябин.

Кто такой Скрябин?

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор, пианист, педагог и представитель символизма в музыке. Он считался исключительной личностью, которую гениальным называли даже те, кто не был сторонником его смелых новаторских идей.

Детство и юность
Детство и юность

Скрябин родился в семье студента Московского университета, ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником, Николая Александровича Скрябина в доме городской усадьбы Кирьяковых. Мать его скончалась, когда тот был совсем юным, вследствие чего его воспитанием занималась семья отца – бабушка и тётя мальчика. Отношения с родственниками были весьма хорошие: с отцом он всегда вёл тёплую переписку, а Любовь Александровна, его тётя, с малых лет обучала Александра игре на фортепьяно. Уже в пять лет он освоил игру на инструменте, а в десять, когда поступил в кадетский корпус, продолжил совершенствовать свои навыки.

В дальнейшем он поступает в консерваторию по классам композиции и фортепиано и выпускается из нее как пианист. В юношеские годы немало хорошего сделал для него друг Сергей Танеев. Он помог композитору опубликовать свои первые сочинения, а также он рекомендовал Скрябина одному из крупнейших меценатов М.П. Беляеву, который пришел в абсолютный восторг от его работ, стал их эксклюзивным издателем и назначил юноше внушительный гонорар.

В 1897 году Александр Николаевич женился на пианистке Вере Ивановне Исакович, обзавёлся четырьмя детьми и успел стать профессором московской консерватории.

Едва его младшему сыну исполняется год, как Александр уходит из семьи ради Татьяны Шлёцер – младшей сестры Бориса де Шлёцера. Их брак продлился до конца жизни Скрябина, но, несмотря на столь крепкую связь, они так и не были женаты, поскольку развода от Веры Ивановны Александр Николаевич так и не смог получить. Вследствие этого, все трое детей, рождённых в отношениях с Татьяной Фёдоровной, носили её фамилию.

-3


Смерть

Композитору было 43 года, когда от неудачно вскрытого фурункула развилось заражение крови. Спустя неделю, 14 апреля 1915 года, Александра Николаевича не стало.

-4


Светомузыка Скрябина

Творчество Скрябина стоит на границе между позднеромантической традицией, в русле которой его воспринимали восхищавшиеся им современники, и исканиями музыкального авангарда, впоследствии опознавшего в Скрябине одного из своих провозвестников.

Благодаря способности «цветного слуха», Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года.

-5

Скрябин рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», он намеревался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира.

-6

Можно также отметить, что главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — это предисловие или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.