Судебное заседание 14.09.2022г началось с возражений Сергея Фургала на действия стороны обвинения.
Так, прокуроры задавали вопросы свидетелю Ковшару о том, кто, по его мнению, был главным в фирме "МИФ-Хабаровск". Ковшар ответил, что Фургал. Откуда у Ковшара эта информация, если он познакомился с Фургалом только в 2006г. Задавались вопросы и давались ответы, которые не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу. Никто не предоставляет факты и доказательства, сегодня всех интересует только субъективное мнение лиц, которые заинтересованы в оговоре Фургала. И это всё навязывается присяжным. А судья подобные вопросы не снимает.
Возражения были занесены в протокол.
В зал судебных заседаний пригласили свидетеля Дмитрия Трушко.
Судья спросил, кто из подсудимых ему знаком. Трушко ответил, что знает Фургала и Карепова.
К допросу приступил прокурор Коробейников:
- Работали ли вы в правоохранительных органах?
Трушко:
- Работал с 1 сентября 97 года в налоговой полиции, после ликвидации с 2003г в Управлении по налоговым преступления УВД Хабаровского края, до 6 мая 2008г.
Прокурор спросил, когда и при каких обстоятельствах свидетель познакомился с Фургалом.
- Около 2000-го года с Фургалом меня познакомили Першин и Асямов. Асямов был моим сослуживцем, он мне сказал, что у Першина, который на тот момент работал в УБОПе, есть молодой, начинающий предприниматель с Приморского края, у которого проблемы как с хулиганами-бандитами, так ничего и не понимает в экономических процессах. Поступила просьба от Першина помочь ему в консультации по экономическо-налоговой сфере.
Про первую встречу не помню, 2000-й год, плюс-минус.
- Как с Першиным познакомились?
- За полтора-два года до этого, познакомил Асямов на празднике уголовного розыска.
Прокурор стал спрашивать, чем занимался Фургал на момент знакомства, Трушко стал называть разные компании. Далее следовали нудные вопросы про "МИФ-Хабаровск" и другие фирмы. Адвокат Кожемякин возразил, что это всё не имеет отношения к делу. Судья поддержал.
[Спойлер: Позже все поняли, что прокурор всё это пытался свести к уходу от налогов - не для этой ли цели нужны были консультации Трушко - уж если демонизировать Фургала, то по всем статьям.]
Прокурор Коробейников:
- Охарактеризуйте ваши отношения с Фургалом.
Трушко:
- Ну с 2000-го года Сергей Иванович агрессивно заходил на рынок чёрных и цветных металлов. Что значит "агрессивно"? Ну он консультировался по схеме ведения бизнеса с точки зрения налогообложения, давал продуктивную информацию о своих конкурентах, например, о фирме "Сугдак" на Иркутской, 8 [какая хорошая память], по Киму, по Ермакову, ну практически по всем "металлистам".
- Вот вы давали ему консультации по оптимизации налогообложения...
Сергей Фургал:
- Ваша честь, он не говорил "по оптимизации"! Не надо придумывать!
- Подсудимый Фургал! Не мешайте! Не нарушайте порядок! Дайте сформулировать вопрос!
Прокурор Коробейников:
- Да, Ваша честь. Вы консультировали Фургала, как оптимизировать налоги? Как платить меньше?
Адвокат Кожемякин возразил, что, если прокурор хочет выяснить, уклонялся ли Фургал от налогов, то в обвинении нет ничего подобного. Судья возражения принял.
Прокурор:
- Какую конкретно помощь вы оказывали Фургалу?
Трушко:
- Ну, у Фургала и Мистрюкова была основная проблема в бизнесе: так как подавляющая часть сделок заключалась с населением и велась за наличный расчет. В связи с этим возникает ряд проблем: каким образом на предприятии должна оказаться такая масса наличности, раз; во-вторых, предприятие должно было выплачивать подоходный налог при выплате этим физлицам, в-третьих, НДС. Хотя предприятие было экспортным, соответственно, государство давало льготу на нулевую ставку по НДС. Минимум эти две проблемы существовали. Я ему объяснял, как можно легализовать этот лом чёрных металлов, чтобы не было проблем с правоохранительными органами, и соответственно не выплачивать лишние налоги. Так продолжалось до середины 2003г.
- Каким был ваш интерес от взаимодействия с Фургалом?
- Интерес был. Ему 70%, мне 30% от поступивших сумм с НДС.
- Вы сказали, что Фургал вам предоставлял информацию о своих конкурентах, что вы имели ввиду?
- Где конкретно у предприятия могли быть нарушения законодательства - налоговые, экономические, в том числе по этому предприятию была проведена налоговая проверка, ну, изъятие соответственно, в дальнейшем в отношении предприятия было возбуждено уголовное дело, и оно ушло с рынка. По каким-то предприятиям информация не подтверждалась - не помню название, директор Ким Слава, по Ермакову не подтвердилось.
- Вам зачем нужна была информация от Фургала и Мистрюкова?
- Я её использовал в своей оперативно - служебной деятельности. Он не был официально оформлен как источник, но общались мы довольно часто.
Сергей Фургал:
- Я уже устал всё это выслушивать! Ну мы когда будем обвинением заниматься?! Только и обсуждаем, как я с Вадиком дома строил...
Замечание.
- Вы ведите процесс! Хоть какие-то факты предоставьте моей виновности! Надоело.
Прокурор Коробейников спросил, до какого времени шло это взаимодействие и обмен информацией.
Трушко:
- Ну информация с 2000-го до середины 2003г...
Фургал:
- Я только в 2002г приехал в Хабаровск.
- ...А с 2003 по, наверно, 2008г - связано с НДС.
Прокурор Коробейников спросил, было ли у свидетеля с Фургалом личное общение.
Трушко:
- Никакого дружеского общения не было, в баню я с ним тоже не ходил, только по делам. До 2006г... там потом появилась стройка по Хабаровской, 27. Но опять же там моё участие было другим. Там Фургал общался с Ковшаром, Чиреем (это тоже мой сослуживец).
- Обращались ли вы к Фургалу с личными просьбами?
- Да. В 2007г летом я отдыхал в п.Ливадии со своим другом Смирновым Кириллом Николаевичем, и у меня украли портфель со служебными документами. Ну служебное удостоверение. И я обратился за помощью к Фургалу, зная, что у него есть отношения в Приморском крае с различными... видами людей, скажем так, с просьбой вернуть это служебное удостоверение. Через некоторое время Фургал позвонил и сказал, что можешь ехать забирать удостоверение. Информация была, что он обратился к сестре некоего Винни-пуха [маме Медведице?], бывший мэр города Владивостока. [Смех]
Адвокат Кожемякин:
- Я прошу разъяснить присяжным заседателям, что эпизод с кражей уважаемого свидетеля в 2007г никакого отношения к предъявленному обвинению не имеет. Хотя вроде бы со стороны Сергея Ивановича это хороший, благородный поступок - помочь разыскать документы офицеру налоговой полиции. Хотелось бы уже перейти к предмету доказывания. Ну зачем нам все эти налоговые истории? Слава богу, что Фургал платил налоги и даже давал информацию о тех налогоплательщиках, которые этого не делали.
Судья сказал, что пока ещё не понятна тактика стороны обвинения по этим вопросам. Сроки получения доказательств значения не имеют, здесь важна относимость.
Прокурор Коробейников ответил, что эти вопросы имеют отношение к делу, и он не может напрямую многие моменты спрашивать в силу специфики суда присяжных. Вопросы касаются знакомства свидетеля с лицами, фигурирующими в уголовном деле.
Прокурор Коробейников поманипулировал судьёй, сказав, что тот и ранее принимал верные решения в этих вопросах, и он просит его быть последовательным.
Судья не принял возражения защитников, поскольку председательствующий не может говорить свидетелю, какие показания ему давать.
После того как Трушко начал говорить, что когда он приехал за удостоверением, все были в страхе, Сергей Иванович снова не выдержал. Он был возмущен, что снова не представлено никаких доказательств по факту предъявленных обвинений, опять присяжным рассказывают, кто как боялся ужасного Фургала:
- Тогда поменяйте обвинение, предъявите обвинение, что Фургал плохой!
Судья:
- Обвинение может быть изменено лишь на стадии прений! Не нарушайте порядок!
Коробейников попросил Трушко рассказать, как он забирал удостоверение.
Трушко:
- Когда я приехал, удостоверение мне не отдали. Директор турбазы отказался отдавать в связи с поступившими звонками от серьёзных людей. Фамилии не называли, но что это сестра Николаева, я это узнал позднее.
Сергей Фургал:
- Дмитрий, я из села Поярково Амурской области. Чтоб вы знали, когда эти истории рассказываете.
- Не нарушайте порядок!
- Да потому что это истории, придуманные на ровном месте! Я из Поярково Амурской области, и никакого отношения к Приморью никогда не имел! Вы тут рассказываете - сестра мэра, мэр кинулись искать удостоверение Дмитрия!
Замечание.
Прокурор Коробейников спросил, у кого Трушко увидел реакцию страха.
- У владельца турбазы.
Адвокат Раевский:
- Ваша честь, данные вопросы не направлены на установление фактов, они направлены на установлению личных предположений и суждений свидетеля.
Судья ответил, что свидетель лишь сообщает имеющиеся у него сведения, и препятствовать ему никто не имеет права.
Андрей Карепов:
- Так пусть он сообщает сведения об убийствах! А вы что делаете, негодяи?! По закону действуйте!
Замечание.
Фургал:
- Да сколько уже это можно терпеть?!
Карепов:
- О чем вы спрашиваете свидетеля?! Об удостоверении?!
Замечание.
Судья:
- Непрофессиональные участники процесса ожидают, что свидетели будут только говорить...
Фургал:
- Мы ждём доказательств по предъявленным обвинениям, чтобы мне сказали, в чем я виноват! Я два с половиной года сижу, мне всё обещают рассказать! Ну не рассказали! А что я здесь сижу?!
- Не нарушайте порядок! Допрошены могут быть и лица, которым известно что-то в связи с этим деянием.
Карепов:
- Давайте всех старушек допросим, они тоже много чего знают, когда воробьёв кормят! Все показания у вас ровно на слухах бабушек! Не более того!
Замечание.
Адвокат Кожемякин попросил перерыв.
Адвокат Раевский:
- Ваша честь, Вы постоянно разъясняете присяжным положения статьи 74 "О доказательствах", но Вы ни разу не дали разъяснения о положениях статьи 73 "Об обстоятельствах, подлежащих доказыванию", в круг которых входит: доказано ли событие, если доказано, то доказана ли виновность и причастность подсудимых. Это те вопросы, которые будут стоят перед присяжными заседателями при вынесении вердикта. Мы исходим из того, что судебное разбирательство проходит в отношении подсудимого и лишь по предъявленному обвинению. В содержание обвинения не входит, что какие-то удостоверения были...
Судья прервал, сказав, что защитник уже переходит к оценке. И в напутственном слове председательствующий всё это говорил. [Ну да, это не то, что нужно повторять на каждом заседании]
Судья объявил перерыв.
Фургал:
- Ваша честь, Вы разрушаете правосудие! Трушко судят сейчас в Хабаровске по 210-й!
После перерыва допрос свидетеля Трушко был продолжен.
Прокурор Коробейников:
- Помимо обращения к Фургалу с просьбой помочь вернуть удостоверение, вы с похожими просьбами к нему обращались, если да, то когда и с какими?
Трушко:
- 9 сентября 2007г мне под автомашину подложили гранату. Это было в Хабаровске. Прошло два-три дня следственных действий, я позвонил Фургалу, попросил его подъехать.
- При каких обстоятельствах это было?
- Я ужинал в ресторане вместе с Чиреем, Науменко. Выходя на улицу из заведения, сел за руль, сдал назад полметра и поехал вперед. Машина не ехала, я вышел, обошел, снова не едет. Открыл дверь машины. Таксист помахал мне рукой, мы заглянули под стойку колеса, там была граната.
- Каким образом она была закреплена?
Адвокат Кожемякин:
- Я возражаю против такой постановки вопроса. Так может создаться впечатление, что и здесь Фургал виноват.
Судья принял возражения, попросил переформулировать.
Фургал:
- А что происходит, я и здесь? У нас СВО началась, может я и к ней отношение имею? Какое я отношение к гранате имею? Следующее что будет? Оптическая винтовка и автомат Калашникова?
Судья возражение отвёл, далее последовало описание свидетелем гранаты, ее установки.
Адвокат Кожемякин:
- Ваша честь, я прошу довести до присяжных, что граната, проволока, чека не относятся к предмету судебного разбирательства. А обвинение упомянуло Фургала, теперь все гранаты Хабаровского края будут к нему относиться.
Судья:
- Не принимается возражение, потому что вывод не делается, дайте возможность присяжным услышать всю ситуацию.
[И снова спойлер: ну конечно, и здесь рука Фургала, зачем прикидываться дурачком?]
Прокурор Коробейников:
- Сообщали ли вам должностные лица, по какой причине граната не разорвалась?
Адвокат Кожемякин:
- Я возражаю. По какой причине пробило колесо, по какой причине не разорвалась граната и тд, это недопустимые вещи, недопустимая информация. К этому эпизоду не имеют отношения подсудимые, какова цель? Слава богу, жив-здоров, но это создает ненужный флер, что же творилось в Хабаровске. А раз на скамье Фургал, то он и к этому причастен? Я прошу уточнить, что личная жизнь господина Трушко нас не интересует. Не относится к делу.
Судья:
- У нас акцент на компетентность.
Карепов:
- Какого черта? Какое отношение это имеет к убийству 2004 года? Вы федеральный судья, вы как себя ведете? Факты, факты в зал давайте!
Прокурор:
- Повторю вопрос. Объясняли ли вам компетентные лица, по какой причине не взорвалась граната?
Трушко:
- Меня знакомили с экспертизой. Там было написано, что нужно усилие 40 кг, движение назад и карабин слетел, думаю, поэтому не взорвалась.
- Уголовное дело было заведено?
- Да, по 105-й.
Фургал:
- Вот это что?! Вы мне и это хотите повесить?
Адвокат Раевский:
- Пусть прокурор пояснит относимость этих вопросов к нашему делу или он составляет предубеждение у присяжных? Судья:
- Прокурор Коробейников, пожалуйста, вопросы, относящиеся к делу.
Прокурор:
- Чем вы объясните, что обратились за помощью к Фургалу?
Фургал:
- За помощью?
Трушко:
- Уже на тот момент Фургал был предпринимателем со связями в уголовной группировке "моисеевские" и "тимофеевские".
Фургал:
- А я-то думал! Теперь я "моисеевский", понятно.
Продолжение следует...