Вышел очень неплохой российский сериал «Нулевой пациент», особенно хороший тем, что проливает свет на реальные события, побуждая копаться в истории. И уже это очень хорошо. Собственно, побуждает именно тем, что он хорошо снят.
Отзыв разделю на две части. Сначала о реальной истории, затем о самом фильме.
Вспышка ВИЧ-инфекции в Элисте в 1988 году: как было на самом деле
Однозначно ответить нельзя, несмотря на массу информации в Сети. Однако наиболее достоверной видится как раз официальная версия, а она такова.
Некий военный, будучи в Конго в 1982 году, не преминул испробовать экзотики и схватил ВИЧ. Приехал, заразил жену, в 1988 году у них родился ребёнок с ВИЧ-инфекцией, который лежал в больнице и там умер. Но, пока он лежал, врачи успели заразить его кровью других детей детской больницы. Заражение произошло через шприцы, которые в то время были многоразовые. Даже я помню в детстве такие - большие стеклянные устрашающие - не то что нынешние малипусечные одноразовые. Далее некоторых детишек с осложнениями отправили в соседние более крупные города для лучшего лечения в более продвинутых больницах - в Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь. Но и там шприцы тоже мыли не по всем нормам, а в физрастворе или растворе гепарина, и не сказать, что это было вопиющей халатностью - в советские времена медицина успешно справлялась со своими задачами, а подобную инфекцию встретили впервые. Не первый год так работали и ничего.
Нельзя не отметить, что как бы там не осуждали замалчивание и отрицание, вспышка была в короткие сроки локализована, приняты меры и проблема СПИДа в Россию вернулась только с разгулом 90-х, когда к нам приехал капитализм с его «неожиданными» побочными эффектами.
Шприцевая версия изложена в фильме сюжетообразующей. Есть и другие две версии, которые тоже есть в сериале.
В фильме также присутствует военный переводчик-гомосексуалист, который ориентировочно в 1987 году заразил в СССР ещё пятерых. Его настоящее имя Владимир Красичков. Он сношался с кем-то в Танзании, где и подхватил инфекцию. В СССР умудрился соблазнить аж 25 солдат, что даже представить трудно - как он это сделал, и с какого перепоя такому количеству парней захотелось такого «удовольствия». Может, шантажём? Или деньгами? Тут явно скрыта очень интересная история похлеще элистинской.
Из этих 25-и пятеро получили ВИЧ. Всех их вычислили, как и их дальнейшие контакты.
Наконец, версия с иммуноглобулином, которую в сериале оставили на сладкое. Для авторов фильма ход с теорией заговора и иммуноглобулином показался очень интересным, как и вытекающий из него конфликт Покровского (который в фильме Гончаров) со своим отцом. Этого конфликта, конечно, не было и в помине.
Так как иммуноглобулин изготавливается из крови человека, можно, будучи сценаристом, придумать версию о подобном способе передачи вируса. Будто бы заражённый даёт свою кровь для изготовления лекарства, потом оно таким образом распространяется в ампулах и никто не виноват. Так, судя по всему, подумали и калмыцкие врачи, явно испугавшиеся расправы, и предложили именно такой вариант распространения. Однако версия совершенно ошибочна по двум причинам. Во-первых, она не совпадает с ареалом распространения вируса именно по детским больницами и по конкретным городам. Во-вторых, как я понимаю, иммуноглобулин изготавливается (по крайней мере, тогда изготавливался) в том числе с применением спиртового раствора и вообще подразумевает сложную процедуру, которую ВИЧ не перенесёт. Это подтверждается словами самого Покровского, которые есть в публичном доступе.
Киношники, конечно, не могли не извернуться и не приплести теорию всеобщего замалчивания и обмана, который по современным киношным убеждениям якобы всегда существовали в «совке». Надумали линию конфликта героя с отцом и в конце подсунули поворот в духе лжи во спасение, для общего, де, блага. Мол, персонаж боролся-боролся, но деваться некуда, стал таким же, как «эти». Теперь к фильму.
К фильму
Сериал уже тем неплох, что не выставляет Союз как вторую Северную Корею, как Океанию, которая чудом нас миновала. Конечно, ушат д****ма он выливает немалый, но в сравнении с современными тенденциями всяких «Зой» уже терпимо. Повествование интригует, захватывает, хоть и не настолько связно и ловко, как мы привыкли видеть в лучших американских сериалах. Но и так тоже ничего.
Ну и конечно, какой российский фильм да без шаблонов о «проклятом совке». Все чиновники, кого ни возьми - мерзкие гады, только что кислота не течёт. Папа героя - эдакий серый кардинал, приспособленец, всегда в тени, расчётливый и продуманный. Министр здравоохранения Чазов в исполнении Бочарова - то же самое, только в более тупом исполнении. Ему просто на всё и всех на**ать, лишь бы не потерять кресло министра. Для большего эффекта персонаж говорит всегда полушёпотом. Это при том, что именно Чазов, выдающийся кардиолог, стал одним из главных борцов со СПИД-ом в нашей стране. Здесь же он «вынужден» принять меры по профилактике ВИЧ. Показать хорошим советского министра - это, конечно, за гранью возможностей.
Затем там есть местный чиновник в исполнении кавээнщика. Примерно председатель обкома партии. Он, разумеется, уродливо жирный и начисто лишён какой бы то ни было мысли о совести, порядочности, ответственности и тому подобном, чего в СССР, «как известно», днём было не сыскать с огнём.
Заведующий больницы тоже ещё тот типок. Старый некрасивый казах, который дал клятву Гиппократа, но давно уже забрал её обратно и лечит с прицелом на то, чтобы не быть уволенным. Тут и медсестра, которая тырит лекарства для наркоманов.
Ещё, конечно, никуда не деться без «советского типажа». Обычно в российском кино это гремучее быдло, которое не стесняясь может на**ать в подъезде. На этот раз пронесло - здесь это просто быдло. Типаж «работяги» реализуют сразу все рабочие, какие попадаются в кадр. А именно: систематический изменщик, семейный садист, гомики, ворьё, прочее стадо, лишённое всего разумного. Все они, конечно, как один, алконавты.
Положительные типажи, что любопытно, это: академик по блату, циничный репортёр, студентка без особого рода занятий. Единственный хороший человек - калмыцкая училка, да и ту все ненавидят. Ну и, конечно, самое светлое пятно - местный врач Кирсан в исполнении казаха, но кто их там различит. Если бы не он, не быть сериалу успешным - хоть кто-то здесь разумный и адекватный человек с забавной советской киночертой характера «стреляйте! отсижу за всех, хотя никакой вины у меня нет».
Да ещё хорошая игра Павла Майкова в роли на удивление положительного сотрудника КГБ. Ну и Шматько, повышенный до директора КГБ, очень хорош. Но и тут не смогли не показать чиновника жирным, хотя Крючков в жизни был как раз подтянутым.
По итогу типичное антисоветское кино, недурно снятое и, надеюсь, дающее импульс почитать в Интернете интересные статьи всем, кто посмотрит сериал.