«В это время я познакомилась с художником Константином Маковским и имела глупость согласиться позировать ему для поясного портрета. Меня очень интересовало это знакомство: это был первый художник, с которым я близко встречалась в своей жизни. Вспомнилось мне мое детское представление о художниках: "Какие это должно быть, хорошие, умные, особенные люди"... Добросовестно и аккуратно я приходила на сеансы три раза в неделю, несмотря на тайные угрызения совести, что непроизводительно трачу драгоценное время, отнимая его от своих занятий. Я успокаивала себя мыслью, что зато останется портрет с меня молодой, память на всю жизнь. Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт. Хотя я этой фантазии не разделяла, но пришлось сдаться, потому что с некоторыми художниками невозможно говорить резонно: они непогрешимы, не терпят здравой критики. Чем больше я узнавала его, тем больше разочаровывалась в нем. Я не приходила в себя от недоумения, утешая себя тем, что остальные, наверное, не такие, как он. Мне слишком жалко было расстаться с прежними иллюзиями. Каково же было мое удивление, когда, по окончании наших сеансов, я узнала из уст самого художника, что мой портрет продан какому-то любителю просто как этюд женской головки! Такой бесцеремонности я от него не ожидала и только тогда поняла, почему ему был так необходим костюм, - в простом платье эскиз было бы трудней продать». Так о знакомстве со знаменитым художником вспоминала княгиня Тенишева. Правда, она не уточняет, собиралась ли она сама затем выкупить этот портрет или всерьез рассчитывала, что один из самых высокооплачиваемых художников своего времени будет писать ее бесплатно. За свои работы Маковский запрашивал такие суммы, что даже именитые коллекционеры вроде Третьякова покупали их неохотно.
Константин Егорович Маковский родился в 1839 году в семье художника Егора Ивановича Маковского. Братья Владимир и Николай также стали успешными художниками. Константин начал рисовать уже в 4 года. В 12 лет он поступил в Школу живописи и ваяния, где первыми наставниками его были Скотти, Зарянко и Тропинин. Еще учась в этой школе, он получил от Академии художеств малую серебряную медаль за карандашный этюд (1857), а в 1858 году поступил в Академию и стал участвовать на ее выставках. В 1863 году Маковский принял участие в знаменитом «бунте четырнадцати», когда вместе с еще 13 лучшими учениками во время конкурса на большую золотую медаль отказался писать картину на заданную тему. Медаль давала право на оплачиваемую стажировку за границей. То, что Константин Маковский остался и без медали, и без диплома об окончании Академии позже не мешало ему участвовать в академических выставках и самому быть академиком и преподавателем в этом прославленном учебном заведении. Константин Маковский также был одним из первых членов товарищества передвижников. Он быстро стал известным и востребованным художником, получавшим множество заказов.
В 1867 году художник женился на актрисе Александрийского театра — Елене Лебедевой (по другим сведениям Бурковой), внебрачной дочери графа В. Адлерберга, министра двора при Николае I. Брак был счастливым, но недолгим. «Леночка», как ее звали друзья, имела слабое здоровье, и после рождения сына, прожившего всего несколько месяцев) у нее развилась чахотка. По совету врачей она переехала в Египет и умерла через год в Каире. Художник тяжело переживал эту утрату. Позже Маковский женится на Юлии Летковой, известной красавице, которая считается главной музой художника. В этом браке родилось трое детей. Сын Сергей стал литератором и оставил интересные мемуары о современниках и в первую очередь о знаменитом отце. Дочь Елена стала успешным скульптором и, выйдя замуж, большую часть жизни жила и работала в Германии. Первые 15 лет брака были счастливыми, потом в жизни художника появилась новая женщина, а в 1891 году и внебрачный ребенок. В 1893 году супруги расстались, но развод Юлия долго не давала. В итоге официально супругов развели через суд и с большим скандалом в 1898 году, а через месяц художник женился в третий раз. От третьей жены Марии Матавиной было еще четверо детей.
Долгое время Маковский был в первую очередь портретистом. Иногда он также писал жанровые сцены. Самая известная из них изображает масленичные гулянья. Перед Великим постом, предшествующим Пасхе, проходили масштабные гулянья. Открывались многочисленные ярмарки, балаганы. Замечательную картину со множеством колоритных героев и интересных деталей публика встретила тепло.
А эту картину часто печатали на открытках.
Известно, что картина «Дети, бегущие от грозы» написана в Тамбовской губернии, куда художник поехал в поисках натуры. Его заинтересовала сельская девочка, и он пригласил ее позировать. Но в назначенное время она не пришла. Ее младший брат рассказал, что накануне они бежали от грозы, сестра промокла и простудилась. Художник написал ее по памяти.
Художник путешествовал в Египет и на Балканы. В 1877 году он пишет картину «Болгарские мученицы». Разгар русско-турецкой войны, русские спешат на помощь «братушкам». Картина, где «потенциальный противник» творит беззакония над прекрасными болгарками, была на злобу дня. Александра II она растрогала, а знаменитый искусствовед Александр Бенуа картину не оценил: «Увидав ее в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пестрой в красках картиной. Еще не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное <…>, а тут как раз самых зверств я и не приметил».
Но, пожалуй, самой известной картиной автора стал «Боярский свадебный пир».
Из воспоминаний С. К. Маковского, сына художника: «Успех “Боярского пира” был действительно небывалый. Холст — очень крупных размеров, на Передвижной места ему не нашлось. Он был выставлен отдельно на Большой Морской, в малом зале, при искусственном освещении (керосиновые лампы с рефлекторами). В Петербурге картина произвела сенсацию, несмотря на суровую отповедь В. Стасова. В своей рецензии критик называет “Боярский пир” картиной “пустой, совершенно внешней, лжеблестящей”; сравнивая ее с “Боярской свадьбой” Лебедева (кстати сказать, нуднейшего из передвижников), добавляет:
“Какая разница… в картине Маковского всё один расчет на внешность и эффект, отсутствие характеров, типов, банальная прилизанность лиц”. Эта пристрастная критика не делает чести Стасову.
Небывалое впечатление произвел “Пир” и в России, и по ту сторону Вержболова. Участие отца на первой международной выставке в Антверпене оказалось его триумфом. Из 2.500 с лишком составлявших ее полотен, русских — избрано было всего 60. На Западе Константин Егорович особой известностью не пользовался; однако при баллотировке наград почти все члены жюри, вместе с председателем Мейсонье, сошлись на “Боярском пире”. Константину Егоровичу присуждена была высшая награда — большая золотая медаль и орден короля Леопольда, тогда как всеобщему фавориту, Мункачи, за картину “Иоанн Гусс в Констанце” досталась лишь вторая награда…
После “Боярского пира”, — он выставлялся и в Париже и долго скитался по Соединенным Штатам, служа отчасти рекламой ювелирному магазину Шумана (американца, купившего картину в Антверпене), — отец принялся за вторую большую свою историческую композицию: “Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем”, по заказу того же ювелира Шумана, приезжавшего в Петербург, С моей матери написана полюбившаяся молодому тишайшему царю Всеволожская в обмороке, — ей слишком тесно затянули кокошник, чтобы отклонить, признав ее за больную падучей, неугодный боярам выбор царя. Этот холст писался дольше и был закончен только в 1887 году». Картина действительно долгое время простояла в витрине роскошного ювелирного магазина, привлекая толпы зевак.
Надо заметить, что Маковский был большим любителем старины и коллекционером антиквариата, в том числе старинной одежды. Предметы своей коллекции он часто использовал в качестве реквизита. Аристократки с удовольствием заказывали ему портреты в образах боярынь, и художник на них отлично зарабатывал. Портрет княгини Юсуповой - типичный пример подобного заказа.
После головокружительного успеха «Боярского пира» Маковский решил продолжить работу в своем новом имении. А вернее в том, которое считал своим, потому что случился казус. Любитель старины присмотрел себе старинное «дворянское гнездо» Расники в районе города Ровно. Владелицей имения была княгиня Абамелик-Лазарева, близкая родственница министра народного просвещения Делянова. Маковский пришел в восторг от усадьбы 18 века со старинной мебелью, гобеленами, картинами и другими приметами милой старины, внес в качестве залога половину стоимости - 100000 рублей - огромные деньги по тем временам. Далее, по словам сына художника, княгиня «тотчас по получении задатка продала местным евреям всё, что можно было вывезти — мебель, портреты, гобелены, утварь… Тем не менее всей семьей, с бабушкой Любовью Корнеевной и теткой Александрой Егоровной, поехали мы на лето в Расники. Новый сюрприз: вороватая княгиня продолжала занимать все rez-de-chaussée, а купчую откладывала со дня на день. Кое-как разместились мы в опустелых покоях старинного дворца. Мистический страх наводило на всех разоренное дворянское гнездо, окруженное непроходимо заросшим парком. Всё-таки и тут успел Константин Егорович написать ряд превосходных этюдов. Обычно я сопровождал его и часами сидел рядом в расниковских дебрях, разглядывая травы, цветы, жуков и тинной плесенью подернутые прудики. Не выдержав и полутора месяца, мы уехали из «своего» поместья, чтобы никогда больше не возвращаться… Началось затяжное дело, затяжное и каверзное. Известному адвокату и другу нашей семьи, Владимиру Николаевичу Герарду, пришлось годами возиться с княгиней, — ей никак не удавалось вручить судебной повестки; три года тянулся процесс. Наконец-то по суду она вернула задаток… Из этих возвращенных ста тысяч и составился фонд, позволивший матери, когда Константин Егорович нас покинул, вырастить детей и дать им образование».
Художник погиб в 1915 году в результате несчастного случая. Он остановил извозчика, чтобы доехать до своей мастерской, по дороге экипаж столкнулся с трамваем, в результате Маковский выпал из экипажа и ударился головой. Травма могла быть и не смертельной, но во время операции художник умер из-за передозировки использовавшегося для анестезии хлороформа.
Некоторые другие картины автора
«Селедочница» - одна из ранних работ, близкая по духу передвижникам.
Ворует предметы "инсталляции" тот самый сын Сергей.
Алексеич - слуга в доме Маковских. С. К. Иаковский, описывая мастерскую отца, упоминает и его: «В глубине — арка в соседнюю темноватую комнату, тоже занятую всякими редкостями; оттуда несся многоголосый канареечный щебет, — заморских птиц пестовал ютившийся в каморке рядом старый слуга отца Алексеич, маленький, щуплый, сморщенный, с серебряной серьгой в ухе; он перешел к нам, кажется, по наследству от деда (превосходный портрет Алексеича "за самоваром" попал в Третьяковскую галерею)».
Этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #живопись #искусство #художник #картина