Сегодня рассмотрим способ, который позволит быстро протестировать низкочастотные динамики. Для этого нужно снять ачх динамика микрофоном, расположенным в считанных миллиметрах от колпачка динамика. Динамик при этом может быть без акустического оформления, его можно просто держать в руках.
Получаем кривые примерно следующего вида:
Что мы видим на этих графиках?
Низкие частоты завалены, это естественное поведение динамика, и то, какую именно форму на низких частотах будет иметь кривая, очень точно определяется резонансом и добротностью динамика в свободном поле.
Дальше динамик должен выходить на плато, и в случае с синим графиком примерно это и происходит. А вот красный график начинает заметно проседать выше частоты резонанса.
Объяснение этому явлению я встречал в статьях Вадима Карельского, ищите по запросу "механика эмоций, часть 2".
Если в кратце, то это явление объясняется недостаточной индукцией в зазоре. Это ведёт ко многим проблемам при воспроизведении импульсных и переходных сигналов, и, как написано в статье, динамик с графиком подобным красному - мертворождённый с точки зрения качественного звука.
При этом многие параметры Тиля-Смолла у динамиков могут быть в норме: например, динамик с низкой добротностью и высоким BL может иметь слабую индукцию в зазоре.
Более подробно - в статье Вадима Карельского.
Верить этой информации или нет - оставлю выбор за вами. Сегодня я вам покажу несколько подобных измерений разных басовиков, попробуем сделать вывод, насколько этот метод оценки динамика корректен, и как выглядят разные динамики.
Начнем с не плохого, широко известного в узких кругах китайского 4-ёх дюймового ширика.
График динамика в свободном поле с близкого расстояния выглядит так:
То, что происходит на частотах выше килогерца не достойно нашего внимания, так как при таком способе измерения показания на СЧ не достоверны, с такого расстояния корректные данные на средних частотах не снять. Смотрим только на участок АЧХ, который чуть выше по частоте зоны резонанса, то есть от сотни герц и до 1кГц.
У меня был выбор, какой динамик использовать для проэкта, эти ширики, или басовички фирмы DLS той же размерности. Их график (DLS) в аналогичных условиях выглядит так:
Случайность ли, но этот динамик оказался явно хуже по звуку, чем белый китаец. Хотя, он уступал по всем параметрам:)
Смотрим дальше: ещё один недорогой динамик из Поднебесной, который я забраковал, и, скорее всего, буду использовать в виде пассивного излучателя.
Его график выглядит так:
Следующий график - автомобильный динамик, представитель известного бренда Пионер, динамик - редкостный хлам:
График выглядит так:
Следующий динамик - тоже автомобильный, примерно той же ценовой категории: Урал АК
Хотя, этот динамик иногда даже хвалят за его звук! Какое-то время назад я кидал ссылку на прямое сравнение Урала с Мачете lw65, в которой мачете был явным аутсайдером, имел мутный и неясный звук на фоне более ясного и чистого звука Урала.
Представили, как этот график будет выглядеть у Мачете?
И даже на этом графике видно, что у него очень ранний завал АЧХ со стороны высоких частот, и есть версия, что все проблемы этого динамика - это не проблемы, а особенности:) Ограниченный частотный диапазон на средних частотах, динамик рано заваливает АЧХ, отсюда и проблемы в звуке при сшивке с обычной пищалкой. Значимой и важной части диапазона просто нет. Этот вопрос я точно буду прорабатывать, самому интересно более точно и корректно оценить эту Мачету. Потому что по параметрам она хороша.
Смотрим ещё один автодинамик: DLS r6a, довольно старый, но вполне неплохо зарекомендовавший себя динамик, в том числе и для SQ систем
У него тоже все не плохо, график без провала:
Может быть это все-таки зависит от добротности? Динамики с высокой добротностью имеют такой завал, с низкой - нет? Есть у меня маленький басовичок с добротностью аж 0,3 (это довольно низкая добротность), но применить его у меня не получилось - звучал отвратительно. Его график выглядит так:
Он тоже не умеет в средние частоты, но и низкочастотный диапазон у него получался очень мутным.
Накидайте в комментариях мысли по этому поводу. Если тема покажется интересной - сделаю ролик с более подробным объяснением этого эксперимента и с бОльшим количеством динамиков на тесте.
Мини-вывод: есть впечатление, что у "мусорных" динамиков завал после резонанса есть всегда. А вот брендовые и хвалебные модели не всегда могут показать ровную полочку)