Найти в Дзене
Азвука - теория звука.

Быстрый тест басовиков

Сегодня рассмотрим способ, который позволит быстро протестировать низкочастотные динамики. Для этого нужно снять ачх динамика микрофоном, расположенным в считанных миллиметрах от колпачка динамика. Динамик при этом может быть без акустического оформления, его можно просто держать в руках.

Получаем кривые примерно следующего вида:

АКЗ существенной проблемы создавать не будет, так как микрофон расположен очень близко от фронтальной стороны диффузора. Излучению от тыльной стороны нужно преодолеть в десятки раз большее расстояние, оно приходит значительно ослабленным и не оказывает существенного влияния.
АКЗ существенной проблемы создавать не будет, так как микрофон расположен очень близко от фронтальной стороны диффузора. Излучению от тыльной стороны нужно преодолеть в десятки раз большее расстояние, оно приходит значительно ослабленным и не оказывает существенного влияния.

Что мы видим на этих графиках?

Низкие частоты завалены, это естественное поведение динамика, и то, какую именно форму на низких частотах будет иметь кривая, очень точно определяется резонансом и добротностью динамика в свободном поле.

Дальше динамик должен выходить на плато, и в случае с синим графиком примерно это и происходит. А вот красный график начинает заметно проседать выше частоты резонанса.

Объяснение этому явлению я встречал в статьях Вадима Карельского, ищите по запросу "механика эмоций, часть 2".

Если в кратце, то это явление объясняется недостаточной индукцией в зазоре. Это ведёт ко многим проблемам при воспроизведении импульсных и переходных сигналов, и, как написано в статье, динамик с графиком подобным красному - мертворождённый с точки зрения качественного звука.

Иллюстрация из статьи "Механика эмоций"
Иллюстрация из статьи "Механика эмоций"

При этом многие параметры Тиля-Смолла у динамиков могут быть в норме: например, динамик с низкой добротностью и высоким BL может иметь слабую индукцию в зазоре.

Более подробно - в статье Вадима Карельского.

Верить этой информации или нет - оставлю выбор за вами. Сегодня я вам покажу несколько подобных измерений разных басовиков, попробуем сделать вывод, насколько этот метод оценки динамика корректен, и как выглядят разные динамики.

Начнем с не плохого, широко известного в узких кругах китайского 4-ёх дюймового ширика.

Примерно так он выглядит, только в моем измерении участвовал динамик с белым диффузором.
Примерно так он выглядит, только в моем измерении участвовал динамик с белым диффузором.

График динамика в свободном поле с близкого расстояния выглядит так:

Ровненький - это хорошо!
Ровненький - это хорошо!

То, что происходит на частотах выше килогерца не достойно нашего внимания, так как при таком способе измерения показания на СЧ не достоверны, с такого расстояния корректные данные на средних частотах не снять. Смотрим только на участок АЧХ, который чуть выше по частоте зоны резонанса, то есть от сотни герц и до 1кГц.

У меня был выбор, какой динамик использовать для проэкта, эти ширики, или басовички фирмы DLS той же размерности. Их график (DLS) в аналогичных условиях выглядит так:

Провальчик за зоной резонанса явно присутствует.
Провальчик за зоной резонанса явно присутствует.

Случайность ли, но этот динамик оказался явно хуже по звуку, чем белый китаец. Хотя, он уступал по всем параметрам:)

Смотрим дальше: ещё один недорогой динамик из Поднебесной, который я забраковал, и, скорее всего, буду использовать в виде пассивного излучателя.

Размер внешнего подвеса впечатляет:) Но, на этом плюсы заканчиваются.
Размер внешнего подвеса впечатляет:) Но, на этом плюсы заканчиваются.

Его график выглядит так:

Завал имеется.
Завал имеется.

Следующий график - автомобильный динамик, представитель известного бренда Пионер, динамик - редкостный хлам:

Штампованная корзина, скромного размера магнитик
Штампованная корзина, скромного размера магнитик

График выглядит так:

График подтверждает невысокую первоначальную оценку:)
График подтверждает невысокую первоначальную оценку:)

Следующий динамик - тоже автомобильный, примерно той же ценовой категории: Урал АК

Завал даже сильнее, чем на пионере)
Завал даже сильнее, чем на пионере)

Хотя, этот динамик иногда даже хвалят за его звук! Какое-то время назад я кидал ссылку на прямое сравнение Урала с Мачете lw65, в которой мачете был явным аутсайдером, имел мутный и неясный звук на фоне более ясного и чистого звука Урала.

Представили, как этот график будет выглядеть у Мачете?

А он не так уж плох!
А он не так уж плох!

И даже на этом графике видно, что у него очень ранний завал АЧХ со стороны высоких частот, и есть версия, что все проблемы этого динамика - это не проблемы, а особенности:) Ограниченный частотный диапазон на средних частотах, динамик рано заваливает АЧХ, отсюда и проблемы в звуке при сшивке с обычной пищалкой. Значимой и важной части диапазона просто нет. Этот вопрос я точно буду прорабатывать, самому интересно более точно и корректно оценить эту Мачету. Потому что по параметрам она хороша.

Смотрим ещё один автодинамик: DLS r6a, довольно старый, но вполне неплохо зарекомендовавший себя динамик, в том числе и для SQ систем

-12

У него тоже все не плохо, график без провала:

-13

Может быть это все-таки зависит от добротности? Динамики с высокой добротностью имеют такой завал, с низкой - нет? Есть у меня маленький басовичок с добротностью аж 0,3 (это довольно низкая добротность), но применить его у меня не получилось - звучал отвратительно. Его график выглядит так:

Вот его график, с явным завалом.
Вот его график, с явным завалом.

Он тоже не умеет в средние частоты, но и низкочастотный диапазон у него получался очень мутным.

Накидайте в комментариях мысли по этому поводу. Если тема покажется интересной - сделаю ролик с более подробным объяснением этого эксперимента и с бОльшим количеством динамиков на тесте.

Мини-вывод: есть впечатление, что у "мусорных" динамиков завал после резонанса есть всегда. А вот брендовые и хвалебные модели не всегда могут показать ровную полочку)